Сианьские близнецы
Перспективный и весьма выгодный проект предложили реализовать Кыргызстану китайские деловые круги. Руководство международного Сианьского сухопутного железнодорожного порта - крупнейшего транспортно-логистического хаба на северо-западе КНР, в котором формируются основные грузопотоки в другие страны региона и Европы, а также в Россию, - заявило о планах создать подобный объект на Тянь-Шане. Об этом сообщили в Торгово-промышленной палате КР.
Вопрос о строительстве крупного железнодорожного хаба обсуждался на встрече представителей Сианьского порта с делегацией из Кыргызстана. В ее состав входили бизнесмены и парламентарии.
- В прошлом году китайская сторона уже построила такой порт для Казахстана, - сообщили в Торгово-промышленной палате (ТПП) республики. - Проект, который предлагается реализовать на нашей территории, выгоден всем сторонам, которые будут в нем участвовать.
Китай, как отметили в ТПП, заинтересован в логистике, необходимой для торговли как с постсоветскими республиками региона, так и Европой. Кыргызстан, в свою очередь, рассчитывает убить нескольких зайцев. Во-первых, открытие такого порта сократит транспортные издержки для местных компаний. Во-вторых, КР получит значительные выгоды от увеличения объема транзита товаров из Китая в третьи государства. Кроме того, порт будет способствовать развитию дорожной сети страны.
Международный "сухой" порт Сианя, по официальным данным, занимает первое место в Китае по таким показателям, как количество рейсов, оборот тяжелых контейнеров и объем грузов. Железнодорожные составы, которые формируются в его "доках", перевозят более 50 тысяч наименований товаров, включая строительные материалы и товары легкой промышленности. Объект ежегодно принимает и отправляет свыше 4,6 тысячи поездов в более чем тридцать стран.
Транзитные коридоры
"Младший брат" Сианьского порта на Тянь-Шане, по мнению местных экспертов, сможет охватить несколько перспективных маршрутов. В первую очередь в соседний с Кыргызстаном Узбекистан, из которого открываются направления в Европу через Каспийское море, Иран и государства Персидского залива - по так называемому международному транспортному "южному коридору".
Грузоперевозки по некоторым из этих маршрутов уже осуществляют в пробном режиме - в рамках мультимодальных коридоров. На данный момент они служат альтернативой транзитной железнодорожной ветке через Тянь-Шань. В прошлом и позапрошлом году в Китае сформировали несколько испытательных составов. Тестовые поезда включали в себя десятки контейнеров с коммерческими грузами.
По железной дороге такие составы следовали от станции Ланьчжоу в северо-восточной провинции Ганьсу, примыкающей к Синьцзян-Уйгурскому автономному району (СУАР), до города Кашгар. Затем контейнеры перемещали на большегрузные автомобили, чтобы доставить их к границе КР. Миновав пункт пропуска "Иркештам", тестовые поезда доезжали по автодорогам до города Оша, связанного с железнодорожной сетью Узбекистана (РУз).
Некоторые из этих составов направлялись непосредственно в РУз, другие - в Афганистан. В том же направлении открыты маршруты на Туркменистан или Иран. При этом протяженность данного транспортного коридора, по оценкам экспертов, значительно короче альтернативных, пролегающих через пограничные пункты Хоргос и Достык (Казахстан). Что позволяет сократить сроки доставки грузов и делает такой транзит более привлекательным и конкурентоспособным для участников международной торговли.
"Сухой" порт в Кыргызстане, как предполагается, может стать и частью альтернативного каспийского маршрута, по которому грузы из КР будут доставляться в Россию через Узбекистан и Туркменистан. Инициатива организации контейнерных перевозок по нему принадлежит Бишкеку, заинтересованному в том, чтобы решить застарелую проблему с транспортировкой грузов через Казахстан, на границе с которым местные перевозчики нередко вынуждены простаивать в многокилометровых пробках в течение нескольких дней.
Контейнеры из Кыргызстана будут доставлять в морской порт Туркменбаши на автотрейлерах, затем - уже на паромах - в Россию. Их готовы принять порты Астраханской области. Как полагают в минтранспорта КР, альтернативный коридор позволит значительно увеличить товарооборот между странами.
Стоимость проекта "сухого порта" в Кыргызстане пока не известна, но он уже получил политическую поддержку со стороны руководства Кыргызстана и Поднебесной. Президент КР Садыр Жапаров и председатель КНР Си Цзиньпин обсуждали инициативу на переговорах, прошедших в Китае. По мнению глав государств, такой порт может стать ключевой точкой в создании связей между Поднебесной, Центральной Азией и Европой.
Горные "причалы"
Интерес китайской стороны, как утверждают в ТПП, связан со строительством железной дороги КНР - Кыргызстан - Узбекистан, которое должно начаться в ближайшее время. В декабре прошлого года китайские специалисты завершили полевые работы на маршруте. Прокладка этой ветки, по предварительным данным, обойдется сторонам в восемь миллиардов долларов.
Общая протяженность железной дороги составит около 454 километров, 280 из которых пройдут непосредственно по территории Кыргызстана, по местности со сложным ландшафтом. На всей линии планируется построить 18 станций, возвести более восьмидесяти мостов - больших и средних, а также проложить 41 тоннель. При этом общая протяженность этих сооружений может составить чуть менее 146 километров или же около 47 процентов всей длины проектируемой ветки.
К большому разочарованию кыргызской стороны, проект не свяжет юг республики с северной частью, на чем несколько лет назад настаивал официальный Бишкек. Поэтому на первом этапе использовать железную дорогу для развития внутренней торговли и транспортного сообщения в полной мере не удастся. Соединять ветку из Китая с внутренней сетью железных дорог Кыргызстану необходимо самостоятельно.
Республика приступила к созданию железнодорожного коридора с севера на юг страны, где и пройдет транзитный участок магистрали из КНР, больше года назад. Согласно этому проекту, на первом этапе новой дорогой свяжут город Балыкчы на северо-западе Иссык-Кульской области с городом Кочкор в Нарынской области, а затем с угольным разрезом Кара-Кече. Планируемая протяженность маршрута превысит 186 километров. Завершить работы планируется к 2030 году, после чего ветку протянут на юг. Таким образом, планируется создать внутреннее железнодорожное кольцо.
Несколькими годами ранее предполагалось, что к реализации этого проекта можно будет подключить инвесторов из Китая или России. Однако пока сделать это официальному Бишкеку не удалось. Поэтому строительство ведется без привлечения внешних капиталовложений, на собственные средства госпредприятия "Кыргыз темир жолу" ("Кыргызские железные дороги"), вследствие чего прогресс относительно невелик.
Справка "РГ"
Объем внешней и взаимной торговли Кыргызстана в прошлом году составил 16 миллиардов долларов и по сравнению с 2022-м увеличился на 29,9 процента. 4,4 миллиарда из них, по данным Нацстаткома, пришлись на государства ЕАЭС. Согласно оценкам Евразийского банка развития, рост внешнеторгового оборота республики во многом обеспечен активизацией экономических связей с Китаем.