Сегодня НДФЛ является одним из ключевых налогов, формирующих доходную часть бюджета России. В среднем он обеспечивает более 18% от общей суммы налоговых доходов государства, и его поступления стабильно увеличиваются. В 2023 году, согласно данным ФНС, этот налог принес 6,5 трлн рублей, что превышает поступления НДФЛ в 2020 году на 53,8%.
Введение прогрессивной шкалы НДФЛ со ставкой 15% позволило дополнительно собрать в федеральный бюджет за три года 383,7 млрд рублей, что составляет 2,2% от общего объема поступлений НДФЛ за этот период.
При обсуждении изменений прогрессивной шкалы важно выбрать сценарий, подразумевающий построение более справедливой системы налогообложения, что и предлагает сегодня правительство.
Преимущества плоской шкалы налогообложения личных доходов обычно связаны с необходимостью поддерживать высокий уровень сбора налогов в условиях, когда налоговый контроль плохо организован и малоэффективен, а экономика непрозрачна. Однако сейчас мы видим совершенно иную картину. Прозрачность экономических операций значительно повысилась, налоговое администрирование стало гораздо эффективнее. Это не означает, что риски скрытия доходов полностью исчезли. Они, безусловно, остались, но уже не так велики, как раньше. Третий фактор: плоская ставка способствует пополнению государственной казны налогами, но она не устраняет диспропорции в уровне благосостояния. Проблема неравенства сохраняется и остается довольно острой на протяжении всего периода использования плоской ставки. Налоговые механизмы, если их использовать правильно, могут смягчить эту проблему. Более справедливая система поможет сделать так, чтобы как социально незащищенные слои населения, так и более бедные регионы перечисляли в бюджет меньше средств, чем богатые регионы и корпорации.
В действительности прогрессивная шкала выполняет не перераспределительную, а фискальную функцию, когда налоговая ставка не уменьшается по критерию бедности, но увеличивается по критерию богатства. Социальная поддержка - это способ компенсировать потери в благосостоянии, вызванные обстоятельствами, которые не зависят от воли человека. Для уменьшения неравенства планируется усовершенствовать механизм налоговых вычетов, в частности, для семей с детьми.
Чтобы свести к минимуму риск ухода зарплат в тень, прогрессия не должна затрагивать большую часть налогоплательщиков. Собственно, такой подход был озвучен министром финансов в Госдуме. Полагаю, что в зону повышенного налогообложения следует включать не столько людей с высокими, сколько со сверхвысокими доходами, которые, как правило, выплачиваются в виде дивидендов, а не заработной платы.
Не обязательно уплачивать всю сумму налога через работодателя. Он может быть рассчитан и доплачен по окончании года через систему налоговых уведомлений, включая те, что формируются в личном кабинете налогоплательщика.
В целом, предлагаемое выстраивание справедливой налоговой системы является логическим продолжением уже существующей политики. А что касается собираемости налогов, то у правительства теперь достаточно инструментов для борьбы с уходом от налогов богатыми налогоплательщиками.