28.05.2024 18:44
Культура

Артист Игорь Скрипко - про любовь на сцене и ругань в кулисах

Текст:  Александр Ярошенко
Он один из ведущих актеров Москвы. Игорь Скрипко с блеском играет роли широкого диапазона - от Астрова до Моцарта, от Есенина до Фандорина. Монолог звезды - о профессии, зависти с выколотыми глазами и родительском доме. Лицедейство как ремесло, талант как дар свыше, театр как планета. А еще - желание любить и быть любимым. Обо всем откровенно.
/ из личного архива Игоря Скрипко
Читать на сайте RG.RU

Артистом стал на похоронах

Я себя помню лет с четырех, в памяти сохранился наш старый дом в Сызрани, он достался моим родителям от бабушки. Помню собаку Линду, старую, черную и добрую.

Помню трикотажные детские колготки, я в них ходил в детский сад, каждый Новый год я был зайцем. С годами уши от костюма зайца опускались все ниже и ниже, картон становился все мягче и мягче.

Новый год всегда отмечали дома, а мне все время хотелось куда-то уехать. Мама с папой говорили, что это семейный праздник, который надо отмечать только дома.

Актриса Алиса Тарасенко в роли Лолиты и актер Игорь Скрипко в роли Хамберта Хамберта в сцене из спектакля "Лолита". / Екатерина Чеснокова/РИА Новости

У меня в детстве были бабушки, дедушки, мой покойный дедушка меня обожал. Он был водителем автобуса, позволял мне сидеть в кабине и "рулить", я мог включить зажигание и тронуться с места. Это было мальчишеское счастье! Папа у меня мог быть строгим и даже жестким в детстве, зато дедушка разрешал мне все. Он говорил: "Не трогайте Игоря - это мой наследник, я его люблю..." . Он мне завещал свой дом возле Сызрани, так что я выгодный жених! (улыбается).

Странно, но впервые я почувствовал себя артистом на его похоронах, мне тогда было лет 12. В этот день в Сызрани проходил финал телевизионного конкурса "Утренняя звезда". Тогда Юрий Николаев ездил по России, проводил свой конкурс. Я выступал в финальном концерте, и со сценическим костюмом поехал на похороны, чтобы прямо с кладбища отправиться на этот конкурс.

Каким получился Мариинский "Дон Кихот" на сцене Большого театра

Когда ехал на концерт, думал: вот она, жизнь артиста, так у меня и будет... Я запомнил, что именно так думал!

Я всегда понимал, что буду артистом: пел песни и выступал на всех утренниках и мероприятиях еще с детского сада. Мы детьми ездили по окрестным городам и весям, давали концерты, на фестиваль в детский лагерь "Орленок" тоже ездил. Был просто звездой Сызрани. (улыбается)

В школе в отличниках и хорошистах не ходил. Понимаете, я был артист! Вел все школьные мероприятия и концерты. Моя фотография висела даже на школьной Доске почета, как я понимаю, исключительно за артистизм. Но школу умудрился закончить без троек, родители наняли репетитора и последние полгода я собрался, учил, вернее - зубрил днями и ночами. Сдал ЕГЭ, и все уравнения и правила в ту же минуту забыл и никогда больше их не вспоминал.

Папа говорил: иди в сварщики…

Игорь Скрипко с дедушкой. / из личного архива Игоря Скрипко

Экзаменация в творческие вузы - вещь весьма субъективная, я уже сижу в приемных комиссиях, поэтому знаю, о чем говорю. Вижу абитуриентов, и сразу вспоминаю себя и все свои ошибки, когда я поступал учиться. Субъективно - потому, что каждый мастер набирает себе типажи и характеры. Попал ты под его критерий - повезло! Не попал - извини.

Наша профессия безмерно вкусовая, из 100 проб в кино тебя утвердят на несколько, максимум. И все потому что понравился или не понравился, почувствовали твою энергию или нет. И ничего с этим не сделаешь.

Хочу сказать, первые пара лет обучения в театральном институте - это настоящая армия. Занятия начинаются в 9:30 утра, первая пара, например, история зарубежного театра, ты ее слушаешь, лежа головой на столе. Или на плече у какой-нибудь девчонки. Какой зарубежный театр в 9:30 утра, когда тебе 18 или 19 лет? Хочется спать, есть и пережить все то, что в ночи выпили. Все! Других желаний нет.

Актер Игорь Скрипко в роли Хамберта Хамберта в сцене из спектакля "Лолита". / Екатерина Чеснокова/РИА Новости

Вы можете себе представить, что такое общежитие театрального института? На пятом этаже живут будущие режиссеры, на четвертом - артисты, этажом ниже - будущие артисты музыкального театра, а под ними - продюсеры. Это тема для отдельного интервью!

Так вот, второй парой у тебя танец, затем сценическая речь, потом, до позднего вечера - занятия по актерскому мастерству. А еще ритмика, фехтование и вокал. И ты думаешь: правильно папа мне говорил, иди в сварщики. Но это выработало дисциплину, без которой в профессии никуда. Сегодня понимаешь, что театральный институт - это просто сказка по сравнению с актерской профессией. Здесь пахать надо, чем больше, тем лучше.

Про руку Всевышнего

Почему никуда не занесло в юности? Благодаря семье, воспитанию. Папа с ремнем, мама с пряником. Вера в себя всегда была. Меня кроме мамы никто не поддерживал в моем актерском выборе, говорили: "Ты не туда пошел, зачем тебе эта профессия, артисты спиваются…".

Мюзикл по роману Виктора Гюго создали специально для Свердловской музкомедии

Я каждый день доказывал себе и всем окружающим, что я достоин этой профессии, что имею право быть артистом и не имею права никого подводить. Это до сих пор во мне живет.

Еще рука Всевышнего была, это правда. Один случай расскажу. Мне негде было жить, когда я поступал в ГИТИС. Я гулял по Москве до 5:30 утра, затем спускался в метро, садился на кольцевую ветку и спал в вагоне. Почему на кольцевую? Там поезда без остановки катаются. Так спал до обеда, потом умывался в туалете какого-нибудь кафе и шел сдавать вступительные экзамены.

Однажды в поезде я встретил молодую семью, познакомились, стали общаться, я стал приходить к ним в гости. И как-то признался, что мне негде в Москве жить, а впереди финальные туры вступительных экзаменов.

Актеры Александр Клюквин в роли Эркюля Пуаро и Игорь Скрипко в роли Месье Бука в сцене из спектакля "Восточный экспресс". / Екатерина Чеснокова/РИА Новости

Они мне говорят: "Живи у нас.." Я у них жил дней десять, они меня поили, кормили, а перед выходом из дома, когда я шел на экзамены, меня крестили и мазали мне лоб лампадным маслом. Они были верующие люди. С тех пор мы потерялись. Потерялись на долгие пятнадцать лет, а не так давно мне приходит сообщение в социальных Сетях: "Привет, видели твои афиши в Петербурге, хотим встретиться. Максим". Первая мысль- какой-то сумасшедший. Потом у меня сложился паззл, что это и есть тот самый Максим, который 15 лет назад пустил меня в свой дом. У меня слезы из глаз, думаю, как я мог его забыть?..

Игорь Скрипко с бабушкой. / из личного архива Игоря Скрипко

Я сколько себя помню, столько работаю. Работал асфальтоукладчиком, на теплотрассе укрывал трубы стекловатой, раздавал листовки. Подрабатывал в рекламе, ходил по электричкам в строительном костюме и раздавал всем приглашения посетить строительный магазин. Детские спектакли, съемки в различных массовках и групповках, ни от чего не отказывался.

"Мамонька, це москаль!..."

К сожалению, сейчас отношения с Украиной испорчены, а было время, когда я снимался в нашумевшем на Украине сериале "Последний москаль". Кстати, у меня никогда не было ощущения пренебрежения от слова "москаль". Это многовековая история: хохол, москаль, и ничего оскорбительного в этих словах мы не слышали.

Игорь Скрипко с мамой. / из личного архива Игоря Скрипко

Это был 2014 год, мы прекрасно относились друг к другу на съемочной площадке, никаких обид, оскорблений и недопониманий! Боже сохрани! Фильм снимали на Западной Украине, в Ивано-Франковской области. Смешное было, злого не было. Маленькая девочка, помню, все наблюдала как мы снимаем кино. Потом не выдержала, подошла ко мне и спрашивает: "А шо, вы правда с Москвы?.." "Да",- говорю я. "Ой, мамонька, це ж справный москаль!" - закричала она и побежала прочь.

В РАМТе появился "Человек летающий" - спектакль о писателе Александре Грине

Это был замечательный проект, который мне дал опыт, популярность на Украине и хорошие деньги. Мой герой из этого проекта косорукий, смешной и с бытом на "вы". Вот я в жизни абсолютный этот Валера, мне молоток нельзя давать в руки. Ударю по голове и по пальцу одновременно.

Кино, как в моем случае, дает опыт и заработок. Популярность от него я пока не получил. Большая часть работ в кино - маленькие и незаметные. Я не отказываюсь ни от одной роли. Предложили три съемочных дня - спасибо! Буду сниматься. Кино - это совсем иное ремесло, нежели театр. Театр - это здесь и сейчас, театр - это заполнение собой не только сцены, но и большого круга внимания, всего зрительного зала. А кино - это про глаза, кино - это про ракурс, кино - еще раз про глаза.

Игорь Скрипко с бабушкой и дедушкой. / из личного архива Игоря Скрипко

Желание прикоснуться

Где берем правду на сцене? Для этого и существует театральный институт, конечно, артистом желательно родиться. Но актерскому ремеслу можно научиться. У меня были потрясающие педагоги, которые говорили: "Что такое играть любовь? Любовь - это желание прикоснуться, желание касаться человека".

Вот когда на сцене ты включаешь желание прикоснуться к этой женщине, то у тебя автоматически включаются импульсы, и ты в эти минуты начинаешь ее любить. И забываешь, что 10 минут назад в кулисах вы с ней ругались. Отыграли любовную сцену, зал в слезах и переживаниях, вышли в кулисы и снова продолжили ругаться. Это все называется профессией. Это все обман и иллюзии. В которую зрители верят, и не только зрители. Мы, артисты, тоже в эти минуты верим.

У меня была партнерша с абсолютно противоположной энергией, мы по жизни даже не должны были встречаться. А мы с ней играли любовь! Мастера мои говорили так: "Все равно, как вы будете играть событие, хоть иголки под ногти загоняйте…" Вот и я подкладываю свое, представляю на ее месте другого человека, и все получается.

Актеры Игорь Скрипко и Наталья Корецкая на открытии юбилейного 40-го сезона театра "У Никитских ворот". / Вячеслав Прокофьев/ТАСС

"Театр у Никитских ворот", я там служу двенадцатый сезон. Это мой второй дом, это место, где я стал собой. Потому что его худрук и основатель Марк Розовский возложил на меня колоссальную ответственность. Он в меня поверил, дал мне возможность в себя поверить. Дал мне столько больших ролей, у меня не было иного варианта, как расти и дорастать до этих ролей. Чего греха таить, после института ты выходишь еще не артистом, сырым полуфабрикатом, скажем так. Благодаря той возможности, которую мне дал Марк Григорьевич, и той ответственности, которая у меня есть, я стал тем, кто я есть.

В Екатеринбурге состоялась мировая премьера мюзикла "Человек, который смеется"

Марк Розовский - очень сложносочиненный человек, в нем сочетается отцовская доброта, любовь, жуткая ненависть за предательство, а предательство он может разглядеть в чем угодно. Он художник и "шестидесятник", он привык, что отовсюду смотрят враги. Заходишь к нему в кабинет, он сразу говорит: "Ну, давай, что ты мне хочешь подложить?.." Мы с ним очень любим друг друга, мы с ним во многом одинаковых взглядов на творчество, на искусство, на жизнь.

Театр - это планета, правда. Я, конечно, иногда ухожу "налево", как говорит Розовский. Он любит повторять, что театр - это континент. Налево - это работа в антрепризе, съемки в кино, концерты и прочие фестивали. Театр, к сожалению, не кормит. Но я себе дал клятву, что я Мастера не брошу и не подставлю никогда, пока мы есть на этой Земле. Так и происходит, я договариваюсь, порой как уж на сковороде верчусь, пишу заявления за свой счет, но не подвел ни его, ни театр ни разу.

Моцарт, Астров и Фандорин

Актер Игорь Скрипко (Вольфганг Амадей Моцарт) после спектакля "Амадей", посвященного памяти артиста Олега Табакова. / Михаил Терещенко/ТАСС

Для меня сегодня очень значимые работы - это роль Моцарта в спектакле "Амадей", "Дядя Ваня", где я играю Астрова. В Петербурге я играю Ленского, там же играю Эраста Фандорина, Хому в "Вие" играю. При этом я играю Гринева в "Капитанской дочке", Д'Артаньяна в "Трех мушкетерах". Актерство - это, конечно, ремесло. Мне можно звонить в день спектакля и перед премьерой тоже. Истерик по этому поводу не будет.

Слава Богу, пока еще все успеваю: ответить на звонки, перевести деньги, сделать приглашение за пять минут до спектакля. Позвонить, проводить, встретить. Но мое отношение к профессии как к чему-то священному и неприкасаемому, я отношусь к ней как к божественному провидению. Например, я никогда не выйду на сцену в уличной обуви. Театр для меня - храм. Хотя понимаю, что легкий пофигизм не помешает, что нужно играть легко. Боже сохрани переиграть и перестрадать, зритель все видит и чувствует.

Актер Игорь Скрипко в сцене спектакля "Амадей". / Михаил Терещенко/ТАСС

Не люблю, когда матерятся на сцене, когда на нее выходят голыми, объясняя, что сцена - это зеркало жизни. К слову, Марк Розовский такое тоже не любит. В нашем мире и так достаточно грязи и зла, зачем это все тащить на сцену? Зачем? Не понимаю. Зачастую это все придумки режиссера, а не автора. Это же эпатажно, это потом будут обсуждать, и об этом напишут газеты. Я люблю театр в самом классическом понимании этого слова. Написал Шекспир, что Ромео и Джульетта это мальчик и девочка - так и должно быть. Ничего не надо выдумывать и додумывать! Классика -это святое! У нас в театре идет спектакль "Дядя Ваня". Это же радость для глаз.

Легенда Большого театра Юрий Васюченко привез на Донбасс копию Знамени Победы

Могу изобразить беременного

Сукины ли дети актеры? Ну, конечно! Потому что в жизни тоже лицедействуют. Пользуются своим талантом, своим ремеслом в жизни. Я тоже пользуюсь. Я иду в кабинет к Розовскому, а он тоже артист, и еще народный. Как мы с ним разговариваем? Кто кого переиграет.

Я вам открою тайну: я никогда не стою в очередях! Ни в аэропорту, ни в поликлинике, нигде. Я изображаю из себя либо слепого, либо больного и несчастного. Да хоть беременного могу изобразить. К примеру, начинаю плакать, говорю: "Я опаздываю на рейс, через пять минут самолет улетает. Мама там, я здесь, ой какой я несчастный…" Стыдно? Порой, очень стыдно. Но я никогда не перехожу грань допустимого. Никогда не пользуюсь своей профессией, чтобы кому-то навредить. Пройти вне очереди - это не значит кому-то навредить.

Холодок от коллег? Что там холодок! Я могу совершенно ледяную историю рассказать.

Глаза выкалывали

Свое 30-летие я праздновал как 80-летие. Я играл спектакль "Амадей", после спектакля - поздравление художественного руководителя театра, коллег, капустник. Я сижу в кресле в парчовых одеждах, охапки цветов. Звездные друзья и коллеги. Счастливые родители в партере. Полный зал народа, все рукоплещут. Смотрю, а на экране цифра "30" , думаю, как это вообще сопоставимо?..

После этого банкет на двести человек: поют Катя Лель, Митя Фомин, Наталья Гулькина, кавер-группы работают, ну не юбилей, а мечта! После всего этого счастья подходит ко мне одна наша замечательная актриса и говорит: "Игоречек, ты бы в церковь-то сходил.." Я смотрю на нее недоуменно, она продолжает: "На всех афишах с твоими фотографиями, что висят возле гримерок, кто-то выколол тебе глаза…" Я недоуменно пожал плечами и произнес: "Ну, они же глаза выкололи. Я-то тут при чем?…"

Сергей Газаров: Как живет Театр сатиры после ухода Мастера

С тех пор я эту историю ношу с собой. И когда "забывают" принести обувь перед выходом на сцену или сказать реплику во время спектакля, я сам себе говорю: "Ты идешь верной дорогой…" Честно вам скажу, я тоже могу завидовать. Но гена ненависти во мне нет. Моя мама вложила в меня очень много любви. Мои родители научили меня только любить и принимать. Каюсь, я могу позлословить, шутливо принижать, ерничать, но не ненавидеть. Его утвердили на роль, а меня нет, и первая мысль: "О, Господи, я бы сыграл лучше…" Могу быть противным болтуном, но не более.

Сыгранные образы, конечно, остаются в артисте. Хотя порой стараюсь их себя снимать вместе с париком и костюмом. Спектакль, где я играю Моцарта - как раз тот случай. Там очень плохой финал, я лежу в гробу, финал, повторяюсь, тяжелый. Там монолог с Господом… Непросто все дается. Моцарт - это что-то такое, что находится между землей и Богом. Слушая его музыку, ты ощущаешь божественное влияние.

Актеры Галина Безрук в роли Джозианы и Игорь Скрипко в роли Дерри-Мойра в сцене из мюзикла "Человек, который смеется". / Екатерина Чеснокова/РИА Новости

В каждую роль ты что-то привносишь из себя, по-другому просто не бывает. Да, ты можешь понаблюдать и подметить, но глобально ты все достаешь из себя. В каждом из нас есть все образы и персонажи. Джим Керри однажды сказал: "Все что вы сегодня увидите, я где-то и когда-то украл…". Артисты вначале впитывают мир, а потом отдают его, пропустив через себя. В принципе, все мои персонажи рождены мной, они так или иначе во мне живут , они остаются во мне. Судьбу некоторых я бы не хотел повторять. Но это уже другая история. Серьезно вам говорю: когда я в образе Моцарта лежу в гробу, у меня иногда случаются панические атаки, и я просто начинаю задыхаться. Иногда отдыхаю: думаю, слава Богу, спектакль закончился, все хорошо.

В сцене из спектакля "Вий". / из личного архива Игоря Скрипко

Я играю Хому в спектакле "Вий", удивляюсь, как мои партнерши Настя Макеева и Галя Безрук лежат в гробу. Они долго там лежат… Однажды в сериале "Черная кошка" меня живьем зарывали в землю, в ноябре. Было это в Калужской области. Моего персонажа зарезали и в лесу закопали. На лицо кидали лопатой землю. Все было очень даже натурально. "Что нужно сделать, чтобы ничего не случилось?" - спрашиваю я у съемочной группы. "Выпить водки…", ответили мне. Помогло? Уснул крепко после этого. Как видите, сижу перед вами живой и невредимый. Не надо все это впускать в себя, и все будет хорошо.

Кому нужна моя ранимость?

Игорь Скрипко в роли Чекиста в сцене из спектакля "Фанни". / Владимир Федоренко/РИА Новости

Так редко бываю в родительском доме, мне его очень не хватает. Там я чувствую себя ребенком, молюсь каждый день чтобы мои бабушка и дедушка жили как можно дольше, им по 87 лет. Пока они есть, я себя чувствую внуком, это потрясающее чувство.

Рузиль Минекаев, Ксения Трейстер и Роман Костомаров получили Премию Художественного театра

Я бабушке звоню два раза в неделю, и мы с ней перетираем кости всем родственникам, она у меня потрясающая. Всегда думаю, я счастливый человек, могу вам взять и позвонить. У родителей дом на земле, огород, куры, там просто замечательно. Соседи мной гордятся, к маме приходят в магазин, она у меня продавцом работает. Спрашивают: "Как Игорь?"

Мой характер? Это угли, на которых жарят шашлыки. На них чуток подуешь или капнешь жиром, они сразу шипят и воспламеняются. Вот так же и я. Я как те угли, долго могу тлеть, терпеть, (здесь я в маму) но в одну секунду пыхну так, что мало не покажется. Тут я превращаюсь в своего папу, папа у меня с характером оё-ей. Я - огонь и ветер. Иногда огня больше, иногда ветра. Честно, я ранимый человек, с какими-то тонкими струнами наверно. Но привык с этим как-то жить. Защищаюсь улыбкой. Кому нужна моя ранимость? Лучше улыбаться, чем ходить, ковыряться в пупе и жаловаться на жизнь! Ну, ранимый, а кому это интересно? Правильно, никому.

Один из ведущих актеров Москвы Игорь Скрипко
Блиц вопросы

Во сколько лет вы первый раз поцеловались?

Игорь Скрипко: Это случилось в детском саду. Года четыре мне было.

Море или баня?

Игорь Скрипко: Можно, чтобы баня была в море?

Мясо или рыба?

Игорь Скрипко: Рыба

Сон или секс?

Игорь Скрипко: Секс.

Сапоги-скороходы или шапка-невидимка?

Игорь Скрипко: Сапоги-скороходы.

Первая тройка отечественных артистов?

Игорь Скрипко: Олег Даль, Олег Борисов и Алиса Фрейндлих.

Три слагаемых актерского успеха?

Игорь Скрипко: Труд, удача, талант.

Вы можете сказать неправду?

Игорь Скрипко: Конечно.

Кот или собака?

Игорь Скрипко: Собака.

Сколько стоит булка хлеба?

Игорь Скрипко: Думаю, рублей шестьдесят.

Чего вам хочется от жизни?

Игорь Скрипко: Мира хочу. И еще любви хочу и быть любимым.

Справка "РГ"

Игорь Скрипко, родился 30 мая 1991 года, выпускник Российской академии театрального искусства (ГИТИС). Артист "Театра у Никитских ворот".

Еще студентом начал играть в театре "У Никитских ворот", худрук которого Марк Розовский стал доверять ему главные роли.

Сегодня он занят в 18 театральных проектах, снялся в более чем 40 фильмах.

Одна из его последних работ - роль Сергея Есенина в мюзикле Ростовского музыкального театра "Есенин". За его веселый и искрометный темперамент друзья Игоря часто называют "Бутылка игристого". Холост.

Драматический театр