02.07.2024 14:43
Общество

Эксперты поделились мнением о возможной отмене ЕГЭ

Текст:  Мария Агранович
Российская газета - Столичный выпуск: №143 (9385)
Штирлиц никогда не был так близко к провалу. Помните эту ставшую уже легендарной фразу из анекдотов о знаменитом киногерое? Похоже, сейчас в такой ситуации оказался Единый госэкзамен. Только это не анекдот: в Госдуму внесен законопроект об отмене ЕГЭ, и уже в октябре планируется рассмотреть его в первом чтении.
Читать на сайте RG.RU

Парламентарии предлагают вернуть традиционную форму экзаменов, то есть ответы на вопросы по заранее известным билетам.

"Государственная итоговая аттестация для обучающихся по образовательным программам основного общего и среднего общего образования проводится в форме государственных экзаменов по заданиям, которые утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования", - вот так выглядит "буква" законопроекта, который предлагается рассмотрению.

Чем оперируют авторы документа, среди которых депутаты из разных думских комитетов?

В пояснительной записке к проекту есть такие суждения: "Содержание ЕГЭ оторвано от школьного курса. Для эффективной подготовки учащегося к ЕГЭ необходимо дополнительно нанимать репетиторов", "Иногда выпускникам, получившим высокие баллы, не остается мест в вузе из-за победителей и призеров олимпиад", "Формат ЕГЭ, требуя от школьников ответов на тестовые вопросы, учит детей только "проставлять галочки в клеточках" и другие.

Профессор Амиров: ЕГЭ становится для ребят из простых семей социальным лифтом

Но если вспомнить, то, по сути, и с репетиторами занимались всегда, а не только с появлением ЕГЭ, да и сам Единый - уже давно не просто тесты с галочками.

Единый был введен в России в 2009 году и с тех пор предложения об отмене Единого вносятся в Госдуму далеко не первых раз, но все время отклоняются. Как сообщили "РГ" в думском Комитете по просвещению, в ближайший четверг, 4 июля, состоится расширенное заседание Комитета, где подведут итоги мониторинга проведения государственной итоговой аттестации школьников и внесут предложения по этой процедуре. В том числе обсудят и законопроект об отмене ЕГЭ.

"РГ" выяснила у экспертов, нужно ли отменять ЕГЭ и как его можно усовершенствовать.

Мнение экспертов

Алексей Гусев, ответственный секретарь Координационного совета Национальной родительской ассоциации:

- Для нашей родительской ассоциации вопрос очень острый. Многие годы в тех или иных формах постоянно звучит тема отмены или новых вводных в ЕГЭ. Мне кажется, что нынешняя инициатива вполне обоснована, потому что проблем с подготовкой к экзамену действительно хватает. Семьи вынуждены брать репетиторов, но самое главное, что весь учебный процесс нацелен на подготовку к ЕГЭ. Традиционная школьная жизни отошла на второй план, все чуть ли не с первого класса думают, как сдать ЕГЭ. Наша позиция - развести выпускные школьные экзамены и вступительные испытания в вуз. Как? Выпускным экзаменам в школе вернуть тот формат, в котором мы в свое время сдавали - по билетам, а формат ЕГЭ сохранить как вступительный экзамен в университет. То есть если ты поступаешь в вуз, то сдаешь ЕГЭ и тебе его засчитывают как выпускной в школе. А если в вуз идти не готов - сдаешь обычный экзамен по билетам. И если через пару лет соберешься поступать - сдаешь ЕГЭ. Эти предложения озвучим на заседании Комитета по просвещению.

Андрей Чеховский, кандидат технических наук, учитель физики и информатики:

- Отмена ЕГЭ - большая ошибка! Критики с думской трибуны говорят о недостатках Единого, причем весьма искажая реальность. А о достоинствах и преимуществах ЕГЭ не говорят совсем. Напомню: ведение ЕГЭ свело на "нет" вузовскую коррупцию, когда поступить в топовые университеты могли только те, кто занимался с репетиторами - преподавателями этих вузов. Экзамен уравнял абитуриентов из разных городов, дал возможность подавать документы в разные вузы одновременно, повысив вероятность поступления. Со всей ответственностью могу сказать: сдать ЕГЭ, не имея реальных знаний, невозможно. Ни математику, ни физику, ни химию. Коллега - учитель русского языка и литературы - говорит то же самое и о гуманитарных предметах. Думаю, что учителя, ругающие ЕГЭ, не совсем честны. Потому что Единый выявил низкий уровень подготовки в школах в целом и учителя его невзлюбили. В Думе шумят: ЕГЭ не обеспечил ожидаемого повышения качества знания. Но форма экзамена не может влиять на качество знания. Его дает учебный процесс в школах. А вот он реально мог стать хуже. Но при чем тут ЕГЭ?

В Рособрнадзоре подвели предварительные итоги ЕГЭ‑2024

Недостатки и достоинства есть в каждой системе: той, старой, и этой, современной. При наличии недостатков в экзаменационной системе можно выбрать путь: устранение их, совершенствование системы. Но отменить совсем, вернуться к старому - это не решение проблемы.

Предложения по совершенствованию есть. Например, надо убрать эти оскорбительные жестокости с предэкзаменационным контролем через металлодетекторы. Что касается содержания ЕГЭ, то надо сократить время экзамена по физике, химии, математике до 2 часов, с соответствующим уменьшением числа заданий до 7-10. Почему? Известно, что школьники эффективно работают головой не более двух уроков подряд, а это полтора часа. Потом устают и уже плохо соображают.

Денис Кузьмин, директор физтех-школы биологической и медицинской физики МФТИ:

- Категорически поддерживаю ЕГЭ. Это пусть и со своими недостатками, но возможность уравнять прав тех, кто поступает. С моей точки зрения ЕГЭ как раз и есть тот самый инструмент, который обеспечивает социальный лифт. То есть любой молодой человек из Дальнего Востока, Калининграда, неважно откуда, может сдать на 100 баллов биологию, на 100 баллов математику и русский язык и после этого поступить к нам в университет. И это главная цель. Мы понимаем, что ЕГЭ снижает еще и субъективный фактор оценивания на тех экзаменах, которые проводит каждый университет у себя. Более того, ЕГЭ никак не очевидным образом не аффилирована с университетами, поэтому это честная игра. Экзамен дает реальную возможность всем тем, кто хорошо учится, вкладывается, показывать этот результат и поступать. Плюс ко всему, ЕГЭ - это некая метрика, которая позволяет дополнительно сравнивать эффективность школ, университетов. Вузы, например, могут посмотреть, улучшился ли набор относительно других или нет. Ну, как вариант. Можно сравнивать друг с другом те или иные регионы, центры работы с одаренными школьниками. Но не для того, чтобы кого-то наказать, а чтобы фиксировать проблемы, которые есть, в том числе и в школьном образовании, и в школьных программах, и в оснащенности учителями и решать их.

ЕГЭ - безусловно хороший, правильный инструмент. Пиши экзамен, который един для всех, набирай нужное количество баллов, и вот перед тобой открыты все университеты.

Григорий Шабанов, проректор РосНОУ по учебной работе:

- Изначально я был настроен к ЕГЭ отрицательно, ибо видел в этом много негативных последствий и был уверен, что с помощью тестов можно проверить реальный уровень подготовки учеников. Разве только - уровень начитанности или натасканности. Но с годами КИМы и процедуры совершенствовались, становились всё более и более адекватными, и ЕГЭ постепенно стал превращаться в достаточно объективный инструмент, позволяющий выпускникам школ из разных регионов страны поступить в какой-либо вуз на всей ее территории. Это - главное его достоинство.

Как мошенники наживаются на выпускниках школ, готовящихся к экзаменам в вузы

На сегодняшний день более объективного приема в вуз нет. Зная всю историю предыдущих приемных кампаний еще до ЕГЭ, могу подтвердить: часто преобладал принцип "помоги нужному".

ЕГЭ и сегодня не идеален. Прежде всего, потому что подготовка к ЕГЭ становится основной целью обучения в 10-11 классах. Кто в этом виноват? Боюсь, это системная проблема. От учителей и школ в регионах требуют, чтобы ученики показывали более высокие результаты на экзаменах. Родители стараются нанять репетиторов, лишь бы повысить шанс успешной сдачи. Всё это - следствие стереотипа, будто "полноценный" гражданин - только тот, у кого есть диплом о высшем образовании.

Если сравнивать ЕГЭ прошлых лет с нынешними, можно твёрдо сказать: он стал более человечным и менее обезличенным. Практически не осталось заданий, которые можно было бы выполнить "методом тыка", везде требуется пояснить, дать развёрнутый ответ, высказать свою точку зрения и пр.

Образование