Военные события, происходившие в середине прошлого века в районе Корейского полуострова, имели гриф секретности. Участие СССР в локальном конфликте не афишировали. Бойцы - свидетели былых сражений - были обязаны хранить молчание.
- Только спустя годы, когда гриф секретности сняли, я узнал о земляках, которые тоже участвовали в Корейской войне. Вместе со мной служило человек десять ребят из соседних деревень, остальные - из Омска. Сейчас из этой команды я остался один, - рассказал 92-летний Василий Зензин.
А в далеком 1951-м ему было всего девятнадцать. В ту пору многие парни, чье детство совпало с Великой Отечественной, досадовали, что не "доросли" и не успели стать героями, как их отцы и деды. Василию Зензину судьба предоставила шанс восполнить этот пробел. Вместе с товарищами комсорга предприятия Большеуковского района вызвали на бюро райкома. Причина - призыв в армию. Подробностей не сообщили, но ребята сразу догадались - отправят в горячую точку.
До Владивостока эшелон шел тринадцать суток. Потом - ночная пересадка, и новый пункт назначения - Порт-Артур на Желтом море - стратегический пункт нового театра военных действий.
Корейская война началась 25 июня 1950 года. До Второй мировой войны страна была колонией Японской империи. После капитуляции Японии образовались две Кореи. Южная - ориентированная на США. И КНДР, развивающаяся при поддержке Советского Союза и Китая.
По приезду на место срочников распределили по разным направлениям - в зенитные войска, авиацию, минные отряды, на катера береговой охраны.
- Мне посчастливилось попасть в 125-ю бригаду подводных лодок Тихоокеанского флота СССР, - вспоминает Василий Яковлевич. - Атомных подлодок тогда еще не было, мы служили на дизельной. Команда - семнадцать человек - подобралась отличная. Большинство - мои ровесники. С такими ребятами нам было по плечу любое задание. Всего в бригаде было шесть подлодок. Командовал нами контр-адмирал Владимир Головачев. Авторитетный был руководитель, я его хорошо запомнил.
После ускоренного курса подготовки подводники стали выходить на задания - по тревоге, в разведку. Наблюдая за противником, передавали сведения о дислокации и перемещениях американских транспортов с оружием и личным составом. Зензин выполнял обязанности торпедиста.
- Вскоре к нам присоединились китайские военнослужащие, которые стали нашими дублерами, участвовали во всех походах и даже жили с нами в одном общежитии. Ребята неплохо владели русским языком, отличались дисциплинированностью, исполнительностью. Всегда были внимательны и дружелюбны. Поэтому быстро вписались в команду. Все три года мы были с ними в одной связке, - рассказывает ветеран.
Несмотря на атаки противника, у советских подлодок потерь не было. А вот их торпеды достигали цели. После третьей успешной атаки, отправившей на дно очередной транспорт с боеприпасами и вооружением, моряков представили к награде. В удостоверении к медали, врученной Василию Яковлевичу, на китайском языке значится: "Старшему матросу Зензину за отличное выполнение служебных обязанностей".
Таких медалей на счету омича три. Последнюю - золотую, с документом, выполненном на пурпурном шелке, - ему вручил лично руководитель компартии Китая Мао Цзэдун. И крепко пожал руку.
А накануне был тяжелый бой.
- Наша лодка подверглась торпедной атаке, но, к счастью, уцелела. А мне не повезло - получил контузию, временно ослеп и вместе с еще двумя моряками оказался в госпитале. Но благодаря усилиям врачей спустя несколько месяцев восстановился, вернулся в строй. И, помимо медали, был награжден месячным отпуском. Правда, дома пробыл недолго - практически все отведенное время ушло на дорогу. Но зато родственники наконец узнали, где я служу. До этого никакой информации у них обо мне не было, - вспоминает Василий Зензин.
А его товарищ - омич Алексей Кудрявцев - домой не вернулся. Он погиб на борту субмарины, спасая жизнь товарищей.
- На дизельных подлодках запаса воздуха хватало не более чем на семь часов. Потом, чтобы "глотнуть кислорода", надо было всплывать. Однажды произошел сбой. Командир дал приказ "Подъем!", но что-то пошло не так, лодка зависла на глубине. Алексей бросился исправлять неполадки. И сумел это сделать. Но при всплытии подлодки погиб, ему не хватило воздуха, - рассказал Василий Яковлевич.
Проводить в последний путь советского моряка на улицы Порт-Артура вышли тысячи людей. Похоронили омича с почестями на русском мемориальном кладбище. На памятнике, как и на сотнях других, надпись - "Погиб при исполнении служебных обязанностей".
В 2010 году кладбище в Порт-Артуре, где похоронено более 2,5 тысячи русских и советских солдат и офицеров, отреставрировали. Более 450 могил - безымянные. Всего же Корейская война унесла более трех миллионов жизней - в основном мирных жителей страны.
Соглашение о перемирии было подписано 27 июля 1953 года. Боевые действия закончились. Согласно приказу, советские подводники передали подводные лодки и боеприпасы китайским однополчанам.
Долгие годы участники Корейской войны ничего о ней не рассказывали даже самым близким людям. И только иногда, почти случайно, пересекались с сослуживцами.
- Однажды пришел, что называется, "при параде" на встречу ветеранов. Напротив сидит старик, внимательно смотрит на мои награды. Потом говорит: мол, знаю, где ты воевал, у меня тоже такая медаль есть. Оказалось, радист. Потом встретил зенитчика. Когда нас "рассекретили", узнал, что рядом со мной воевал земляк из Таврического - Николай Сидоренко. Жаль, что пообщаться не довелось.
Сегодня из боевых соратников Василия Яковлевича никого не осталось - годы берут свое. Но он помнит ушедшие события и моряков, как будто все случилось вчера. Закадычного друга-земляка Федора Благодерова. Неунывающего весельчака Ивана Харламова. Спортсмена Ивана Подгорного. Судового повара, военные песни в исполнении хора моряков и бригадного духового оркестра. И сто граммов красного столового вина, которое включали в ежедневный рацион для обогащения организма подводников кислородом.
- Часто вспоминаю контр-адмирала Головачева, который прошел всю Великую Отечественную войну и был нашим кумиром. Его помощника - капитана первого ранга Томилова. Подводника-москвича, комсорга Александра Курандина. Мичмана Филиппова, выполнявшего на подлодке обязанности завхоза. Капитана первого ранга Терехова, который после Кореи служил в Ленинграде и как-то нашел меня. Хорошие были ребята.
Шесть лет Василий Яковлевич отдал службе в армии. И параллельно успел получить образование. Два года учился в Университете марксизма-ленинизма в Порт-Артуре. После демобилизации вернулся в родные края, где все эти годы его ждала любимая девушка Валентина. Они поженились, воспитали сына и дочь. Василий Зензин окончил Омский сельхозинститут. Работал главным инженером, председателем колхоза, директором совхоза, партийным работником. В 2018 году ему было присвоено звание "Почетный гражданин Таврического городского поселения".
Военные ранения и прожитые годы дают о себе знать, но фронтовик не унывает и благодарит судьбу. Каждый год 9 Мая односельчане устраивают ему праздник с доставкой на дом. Украшенная транспарантами машина с музыкантами подъезжает прямо к подъезду. Импровизированный концерт собирает весь квартал. И потом тавричане еще долго не отпускают своего замечательного земляка.
Двадцать седьмого июля Василию Яковлевичу Зензину вручат памятный орден "Корейская война 1950-1953 гг.".