***
Увы, авторская рукопись неизвестного сочинения Георгия Свиридова - его Первой симфонии - сохранилась в удручающем состоянии. Треть ее была размыта водой: чернила расплылись и образовали на страницах партитурной бумаги безобразные озера с рваными краями. Следы уничтоженного текста не читались. В том, что здесь был когда-то текст, сомнений не возникало, но вот какие именно ноты написал композитор - уже было не разобрать.
Сам Евгений Светланов, величайший дирижер современности, непревзойденный знаток русской музыки, обескураживающе объяснил: "Боюсь, сделать здесь почти ничего нельзя. По крайней мере я за это не возьмусь".
История этой симфонии необычна. Она написана в 1937 году, ассоциируемым в нашей истории с печально известным "большим террором". Но этот год был отмечен еще и небывалым ростом рождаемости. В 37-м совершен первый беспосадочный перелет Валерия Чкалова через Северный полюс, а для советского павильона на Всемирной выставке в Париже Верой Мухиной и Борисом Иофаном создана скульптурная группа "Рабочий и колхозница".
Георгий Свиридов тогда только что закончил свою Первую симфонию, а его учитель Дмитрий Шостакович как раз написал знаменитую Пятую симфонию. На Шостаковича в тот период обрушились чудовищные гонения со стороны идеологического руководства ВКП(б): его оперу "Леди Макбет Мценского уезда" и балет "Светлый ручей" разгромили в газете "Правда". На заседании Союза композиторов СССР Шостаковичу даже предложили "помочь встать на правильный путь".
Шостакович бросился за помощью к своему покровителю - маршалу Тухачевскому, но буквально через несколько дней маршала расстреляли.
В такой обстановке предварительное прослушивание симфоний Свиридова и Шостаковича решили проводить скрытно, в присутствии предельно узкого числа лиц. Говорят, слушателей было всего трое. Тем не менее после такого тайного прослушивания Шостаковичу дали зеленый свет. Доброжелательно оценили и симфонию Свиридова. Дирижер, исполнявший произведение Георгия Васильевича, высказал лишь несколько пожеланий композитору по части оркестровки. Свиридов прислушался к мнению маэстро и принес рукопись симфонии домой для доработки. После этого она таинственным образом исчезала. Сам Георгий Васильевич был уверен, что симфония утеряна безвозвратно, о чем и говорил всем составителям списка его произведений. "Местонахождение рукописи неизвестно" - эта надпись автоматически переходила из одного нотографического указателя в другой.
Прошли годы. Уже после смерти композитора его племянники стали разбирать оставшиеся вещи и случайно обнаружили изрядно поврежденные ноты симфонии в старом желтом диване у бабушки, Елизаветы Ивановны Свиридовой, в квартире на Литейном проспекте. Можно только гадать, какие причины заставили кого-то из домочадцев в свое время засунуть залитую водой рукопись на самое дно дивана.
Поначалу у наследников сложилось впечатление, что симфония так и не была окончена - уж слишком много оказалось белых пятен на страницах партитуры. Не обнадеживало и однозначное заключение Евгения Светланова: "Восстановлению не подлежит". Казалось, симфонии уготована судьба черновика, наброска...
Прошло еще несколько лет. Все ближе становилось 100-летие со дня рождения Георгия Свиридова. К юбилею композитора так хотелось найти что-то свежее, а лучше бы - неизвестное сочинение из его богатого творческого наследия. И тут вспомнили о Первой симфонии. Неужели мир так и не услышит это произведение? Официальные структуры к нему особого внимания не проявили. Наверное, в силу вышеуказанных обстоятельств. И вот тогда-то от Александра Сергеевича Белоненко и музыковеда Павла Васильевича Лукьянченко, который был ревностным исследователем творчества Свиридова, я узнал о существовании этой рукописи и предложил (с согласия всех учредителей Культурно-просветительской ассоциации "Орден") профинансировать все организационные, экспертные работы и реставрацию партитуры.
Начали с поиска технических специалистов по восстановлению утраченных текстов. Но как и где их искать? Ведь подобных узких профессионалов, возможно, вообще не существует. И все-таки решили испытать судьбу. Обратились к экспертам из МВД, но получили вежливо-уклончивый ответ: "Техническими возможностями для выполнения таких работ не располагаем".
И тут мне вспомнилось, как в советское время в Львовском художественном музее западноевропейского искусства удалось реставрировать и идентифицировать подлинность картины де Латура "У скупщика". Пришла идея: а не попытать ли и в этот раз счастья в наших художественных музеях? Ведь при реставрации проводят самые сложные исследования произведений живописи, просвечивают и фотографируют слой за слоем.
Неожиданно быстро на запрос откликнулся петербургский Русский музей. Завотделом технологических исследований музея Сергей Владимирович Сирро согласился взяться за спектральный анализ и восстановление проблемных мест рукописи. Он снимал, снимал и еще раз снимал своими волшебными лучами покалеченные страницы, упорно искал технический режим, при котором можно попытаться прочитать смытые знаки, нанесенные рукой композитора. И - о чудо! Утраченный нотный текст постепенно стал оживать, возвращаться к жизни. Нет, исследователи не получили сразу и без проблем фотографии нотных листов, когда-то написанных композитором. Но следы смытых знаков стали яснее, а за ними проступило направление музыкальной мысли Свиридова, а потому стало ясно, какие же ноты были так безжалостно смыты водой и временем. Смыты, но не уничтожены. Вот уж действительно рукописи не горят и, как выяснилось теперь, в воде не тонут!
Целый год шла кропотливейшая работа: шаг за шагом, нота за нотой. И пробил час, когда неизвестная симфония Свиридова наконец была возвращена миру. Произошло это 23 сентября 2016 года в Иркутской областной филармонии. А 2 декабря 2016 года на V Санкт-Петербургском международном культурном форуме, который открывал президент Путин, под величественными сводами Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга впервые в Северной столице недавно возрожденная симфония Георгия Свиридова прозвучала в исполнении Иркутского Губернаторского оркестра.
***
И в заключение нельзя не отметить: в Москве весьма скудно увековечена память о великих русских композиторах. В частности, нет улицы Чайковского. Нет улицы Шостаковича. Нет улицы Сергея Прокофьева. Нет и улицы Георгия Свиридова, и нет даже памятника ему. А ведь именно им российская культура обязана своей мировой славой! Но это тема другого разговора, который, я думаю, тоже нужно начать.