13.10.2024 18:48
Экономика

Движение сапов предлагают отрегулировать

Текст:  Мария Кузнецова
Российская газета - Федеральный выпуск: №231 (9473)
Количество сапов (надувных досок с веслом) на водоемах страны уже можно сравнить с числом электросамокатов на дорогах. Проблем от них не меньше: сапбордисты не только наезжают на головы купающихся, но и становятся проблемой для служб спасения, пассажирских и грузовых судов.
Сапсерферы любят выйти на судовой ход, не понимая, что рискуют попасть под теплоход или баржу. / Сергей Михеев / РГ
Читать на сайте RG.RU

Специалисты уверены, что пришла пора регулировать эту сферу законодательно. Правда, пока нет единого мнения, к какой категории следует относить сапы: к весельным лодкам, спортивному инвентарю, средствам индивидуальной мобильности или плотам.

По мнению зампреда Комитета Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Рафаэля Марданшина, для начала нужно дать определение сапам, четко прописать порядок их применения и требования по эксплуатации. "Грубо говоря, определить, куда нельзя заплывать, ввести обязанность надевать спасательный жилет. Следующим шагом следует предусмотреть ответственность за нарушение этих правил", - отметил депутат.

Требования нужно определить и для тех, кто оказывает услуги по предоставлению сапов в аренду, чтобы они проводили инструктаж, выдавали спасательные жилеты и следили за участниками заплывов.

Юрист по делам об административных правонарушениях, автоэксперт "Народного фронта. Аналитика" Екатерина Соловьева считает, что пользование сапами необходимо урегулировать как минимум в рамках правил пользования пляжами.

Володин: Есть уверенность, что со следующего года наладят межрегиональное сообщение по Волге

"В целом грамотный курс на регулирование выглядит так: конкретизировать определение в Кодексе внутреннего водного транспорта, затем - классификацию подзаконными актами, а после - ввести правила пользования. Это могут быть как отдельные правила, так и изменения в имеющуюся нормативную базу. После чего можно вносить санкцию в КоАП РФ", - подчеркнула юрист.

В водном законодательстве содержится большое количество правовых пробелов и даже неразберихи в отдельных нормах, добавляет Соловьева. Юрист привела в пример случай из своей практики, когда удалось отменить штраф, выписанный инспектором ГИМС. Человек плыл по реке с веслом на надувной лодке без мотора, но инспектор счел это судном, которое должно было следовать определенным фарватером и быть зарегистрированным.

Сапы, по ее мнению, было бы правильнее отнести к "дополнительному виду плавучих объектов".

"В ст. 3 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ есть понятие плавучий объект - так называется несамоходное плавучее сооружение, не являющееся судном, в том числе плот, которым, по сути, и является сап. Плавучие объекты подлежат классификации и освидетельствованию на основании ст. 35 того же Кодекса, но в подзаконных актах, например в приказе Министерства транспорта РФ от 14 апреля 2016 года №102 "Об утверждении Положения о классификации и об освидетельствовании судов", нет ничего о плавучих объектах вида "плот", в нем вообще очень избирательно отражены объекты этой категории", - указала Соловьева.

Депутат Марданшин больше склоняется к определениям "весельные лодки без двигателей" или "средства индивидуальной мобильности без двигателей". А в пресс-службе МЧС России ответили, что сапборды "относятся к водному инвентарю, они подходят для занятий спортом и отдыха на воде" и надзор за ними не входит в компетенцию ГИМС.

Нужно дать определение сапам и прописать порядок их применения

Четкое название плавательного средства позволит определить и ответственное за эту сферу ведомство: МЧС, МВД, минтранс, минспорт или даже Ростуризм.

"Выступить с законодательной инициативой по сапам могло бы министерство транспорта или МЧС. В Госдуме такие инициативы пока не планируются, конкретных предложений нет", - сообщил Рафаэль Марданшин.

При этом он отметил, что депутаты готовы подключиться к рассмотрению этого вопроса, если какое-либо ведомство подготовит статистику правонарушений с участием сапов, покажет, какую угрозу они представляют, и докажет, что сфера нуждается в регулировании. Этот вопрос можно было бы вынести на заседание транспортного комитета Госдумы, "рассмотреть, обсудить и дальше уже принимать решение".

Как обеспечивают безопасность движения на воде в России и других странах

Этим летом происшествия с сапбордистами регистрировались как на море, так и на реках и каналах. Старший госинспектор по маломерным судам Москвы Александр Кажуров рассказывал, что на канале у Северного речного вокзала сапбордисты любят вечером выйти на судовой ход, чтобы пофотографироваться. При этом они не задумываются, что их могут просто не заметить с теплоходов и барж. Специалист подчеркнул, что люди опрометчиво считают воду безопаснее асфальта, и то, что с одним веслом невозможно резко затормозить или повернуть в сторону, они в расчет не берут.

Все опрошенные эксперты уверены, что настала пора задуматься о наведении порядка в этой хаотично развивающейся сфере. На многочисленные электросамокаты тоже поначалу все только ругались, но, когда ими начали пользоваться все от мала до велика, а количество ДТП увеличилось в разы, были внесены поправки в ПДД, а в этом году Госдума в первом чтении рассмотрела законопроект о штрафах для нарушителей.

"Важно не рубить сгоряча, а проработать каждую деталь закона, чтобы сапбордисты могли отдыхать безопасно для самих себя и окружающих, и чтобы они понимали, что за определенные нарушения будут привлечены к ответственности", - считает руководитель пресс-службы ГУ МЧС России по Краснодарскому краю Александр Субочев.

Водный транспорт