Тесно на воде. Реки и каналы в крупных городах России и других стран перегружены транспортом

Тесно на воде. Реки и каналы в крупных городах России и других стран перегружены транспортом

Как обеспечивают безопасность движения на воде в России и других странах
03.10.202416:00
Мария Голубкова ("Российская газета", Санкт-Петербург),
Ирина Огилько (Москва),
Игорь Дунаевский ,
Нива Миракян ("Российская газета", Рим),
Вячеслав Прокофьев ("Российская газета", Париж)
Санкт-Петербург

В Санкт-Петербурге произошло очередное столкновение судов в акватории Невы. В ночь на 15 сентября у Литейного моста реку не поделили теплоход "Соларис" и прогулочное судно "Москва-101".

Авария попала на видео, и на кадрах ночной съемки видно, что одно из судов практически не управляется. На что отвлекся капитан, сейчас устанавливает проверка Северо-Западной транспортной прокуратуры. К счастью, обошлось без пострадавших. Однако такие водные ДТП случаются в Северной Венеции регулярно.

Около четырех миллионов пассажиров пользовались водным транспортом в Петербурге. Фото: РИА Новости

По официальной статистике, в 2023 году водным транспортом в Петербурге воспользовались почти четыре миллиона пассажиров. К началу нынешнего сезона в городе было зарегистрировано 347 судов, имеющих лицензии на перевозку пассажиров. Число "серых" капитанов на реках и каналах снижается, и этому есть несколько причин. Во-первых, их выдавливают с рынка крупные компании, в распоряжении которых - парк новых комфортабельных судов и возможность оказывать более качественные услуги. А во-вторых, во время регулярных проверок надзорные ведомства получили возможность не только выдавать предписания, но и временно изымать транспортные средства из эксплуатации - до устранения нарушений.

В ответе на запрос "РГ" начальник штаба Управления на транспорте МВД России по СЗФО Грант Сархошян пояснил, что, несмотря на исчерпывающее законодательное регулирование и активный надзор, в числе основных причин возникновения происшествий на воде остается "человеческий фактор", а именно личная недисциплинированность судоводителей и игнорирование ими установленных правил. Речь может идти и о других лицах. Например, в начале августа четверо нетрезвых граждан отвязали понтон, который врезался в опору Литейного моста. Зачем они это сделали, виновники не смогли объяснить, даже когда протрезвели.

Еще один фактор риска - порой смертельного - погоня бизнеса за прибылью. В апреле 2019 года в Финском заливе затонул прогулочный катер, на борту которого находились девять пассажиров. Один из них погиб - ему не хватило спасжилета, потому что судно было рассчитано на восемь мест.

Летом нынешнего года двое закладывавших на гидроцикле крутые виражи перевернулись в акватории Невы и не пострадали только чудом. А когда гидроцикл на большой скорости врезался в прогулочный катер у Лазаревского моста, водителя водного мотоцикла затянуло под судно, он получил серьезные травмы.

- Недавно ко мне на прием приходил владелец бизнеса, который сдавал в аренду гидроциклы. Именно его клиент врезался в катер у Лазаревского моста. Оказалось, что он был в нетрезвом виде, не имел права на управление маломерным судном - это все обязаны были проверить при выдаче транспортного средства, - рассказал корреспонденту "РГ" руководитель Западного межрегионального следственного управления на транспорте СК России генерал-майор юстиции Павел Выменец. - Но хозяина интересовало только, когда ему вернут гидроциклы, изъятые в качестве вещественных доказательств, - лето жаркое, он упускает прибыль.

Одними из основных причин происшествий на воде остаются человеческий фактор и погоня бизнеса за прибылью в ущерб безопасности

В целом, отмечают в Северо-Западной транспортной прокуратуре, количество ЧП с участием маломерных судов в Петербурге год от года снижается, хотя число самих судов стабильно растет на пять - семь процентов в год. Пока еще на реках и каналах Северной Венеции не очень тесно. Однако не лишним будет взять на вооружение "с суши" "правило трех Д": "Дай дорогу дураку".

Москва
Час-пик на Москве-реке. Фото: РИА Новости

Река в фокусе

Катание на корабликах по Москве-реке всегда было излюбленным занятием отдыха горожан. Это загруженная действующая магистраль города, по которой ежедневно курсируют около 110 судов. Из них около 70 процентов - пассажирские, включая и запущенные в прошлом году речные электрические трамвайчики, ставшие частью общественного транспорта столицы. Но при столь интенсивном судоходстве на Москве-реке почти нет аварий.

Если пересчитать весь транспорт, появлявшийся этим летом на реке, то выяснится, что 149 пассажирских судов принадлежат частным судовладельцам, 12 электрических речных трамвайчиков - дептрансу, 30 мусоросборщиков, плавучих кранов и еще с полусотни кораблей спасателей - спецслужбам города и федеральным ведомствам. "Основные пользователи реки, как видно, пассажирские суда. "Вот первые цифры за навигацию, - сообщает заммэра Москвы по вопросам транспорта и промышленности Максим Ликсутов. - Всего регулярным речным транспортом воспользовались 611 тысяч человек". Это данные на 1 сентября, а навигационный сезон продолжается.

За безопасностью движения на реке следит специальное подразделение - речной ситуационный центр, находящийся в подчинении Центра организации дорожного движения. Он отслеживает соблюдение правил, швартовку в положенном месте и разрешение на нее, скорость движения (нельзя, например, мчаться с пассажирами со скоростью выше 15 км/ч), следит за расписанием судов. При нарушениях сотрудники центра связываются с ведомствами - транспортными полицией или прокуратурой, МЧС, минтрансом, Каналом имени Москвы. Помогают специалистам 300 видеокамер. Под их оком вся акватория, включая причальные зоны. Сколько всего выявлено нарушений, в департаменте транспорта столицы на запрос не ответили, а по открытым источникам в сети интернет сообщается лишь о двух десятках нарушений, основные среди которых - это превышение скоростного режима и швартовка в неположенном месте. Аварий на реке в черте города было всего две. Вечером 13 июля перед Патриаршим мостом в Москве столкнулось коммерческое маломерное судно "Марина" с теплоходом "Снегири-2", на котором было много пассажиров. В результате ЧП никто не пострадал. А 11 августа перевернулся катер со спасателями на борту рядом с Курьяновской набережной. Он наткнулся на плывущее бревно. И тут никто не пострадал, спасатели благополучно доплыли до берега.

Москва-река - загруженная магистраль под плотным присмотром, но аварии на ней - редкость

Кстати, самая громкая авария на Москве-реке была очень давно, более 13 лет назад. В ночь на 31 июля 2011 года в районе Лужнецкой набережной прогулочный катер "Ласточка" столкнулся с баржей "Ока-5". Из 16 человек, находившихся на борту катера, погибли 9, включая его владельца. А сам катер затонул.

Нью-Йорк
В Нью-Йорке зарегистрировано около 20 тысяч лодок. Фото: REUTERS

Широко, глубоко и опасно

Река Гудзон для Нью-Йорка - ключевая водная артерия с интенсивным движением пассажирских, транспортных, строительных и прочих типов судов всех размеров. Для безопасности навигации коридоры Гудзона размечены многочисленными буями, которые регулируют потоки кораблей при помощи номерной, цветовой и световой индикации. Действует система мониторинга трафика VTS, использование которой обязательно для крупных судов и рекомендуется всем остальным. Ограничений по скорости нет. Река довольно широкая. Даже у пролегающего вдоль западной части Манхэттена "узкого" участка Гудзона от берега до берега примерно километр. Пролив Ист-Ривер, омывающий Манхэттен с восточной стороны, не такой широкий - от 200 до 400 метров, но и трафик там не такой оживленный. Движение средних и крупных судов в целом отлажено, однако для небольших и прогулочных лодок Гудзон может быть опасным местом из-за быстроходных паромов, сильного течения и порой непредсказуемого ветра.

Движение крупных судов по Гудзону отлажено, но для прогулочных лодок он бывает опасен

Хотя в Нью-Йорке зарегистрировано около 20 тысяч лодок, происшествия случаются не так часто, за год бывает до десяти мелких инцидентов и обычно обходится без жертв. Тем не менее, несмотря на организацию движения, резонансные происшествия тоже случаются.

В 2022 году на Ист-Ривер лодка пожарного патруля на полном ходу протаранила круизный корабль, из-за чего погиб один человек. Среди причин аварии назвали высокую скорость катера и невнимательность обоих капитанов. В том же году из-за небрежности рулевого на Гудзоне перевернулся моторный катер, погибли женщина и 7-летний ребенок. В 2018 году в Нью-Йорке у причала столкнулись две крупных яхты - одна из них потеряла управление и врезалась в пришвартованное судно. Обошлось без пострадавших. В 2016 году три человека погибли при столкновении буксира со строительной баржей у моста в темное время суток, хотя баржа была хорошо освещена. За три года до этого в том же самом месте на Гудзоне произошел аналогичный инцидент, причиной которого назвали отсутствие освещения на барже.

Последствия аварии с участием пожарного катера на Ист-Ривер. Фото: USCG

Но Гудзон - это тот необычный случай, когда риск столкновений велик не только на поверхности водной артерии, но и в воздухе над ней. Русло реки - это популярный и оттого сильно загруженный воздушный коридор для небольших летательных аппаратов на высотах до 400 метров, пролегающий вдоль застроенного небоскребами Манхэттена. Большой резонанс в 2009 году получило столкновение небольшого частного самолета и вертолета с туристами, в результате которого погибли девять человек. После этого правила полета в коридоре над Гудзоном заметно ужесточили: ограничили скорость на уровне примерно 250 км/ч, ввели требования придерживаться правого или левого берега реки в зависимости от направления движения, включать световую сигнализацию и системы предотвращения столкновения, передавать в эфир данные о своем положении в определенных точках маршрута.

Нашумело в свое время приводнение на Гудзон самолета Airbus A320 в 2009 году, у которого после взлета из местного аэропорта из-за столкновения со стаей птиц отказали оба двигателя. Пилоту удалось успешно посадить самолет на реку, избежав столкновения с мостом и судами. Все 155 пассажиров выжили, из-за чего инцидент называли "Чудом на Гудзоне".

История с приводнением на Гудзон самолета Airbus A320 в 2009 году стала основой для сценария художественного фильма. Фото: REUTERS
Венеция

Каналы - место происшествий

Каналы в городе на воде, как и улицы в традиционных населенных пунктах, регулируются правилами движения, призванными обеспечивать плавную навигацию и безопасность. Водный транспорт по причине практически полного отсутствия сухопутного сообщения обеспечивает буквально все нужды Венеции. Здесь одновременно курсируют несколько сотен гондол, десятки речных трамвайчиков (вапоретто), многочисленные частные катера, такси и грузовые суда и даже скорая помощь передвигается исключительно по воде.

По каналам Венеции одновременно курсируют сотни гондол, десятки речных трамвайчиков, катера, такси, грузовые суда и даже скорая помощь. Фото: GettyImages

По местным правилам, лодки обязаны придерживаться правой стороны, замедляться в определенных местах и сигнализировать о своих намерениях другим участникам движения.

В Венеции есть ограничения скорости и строгие правила движения по каналам, но аварии все равно бывают

В Венеции действует строгий скоростной режим. Максимально разрешенная скорость для большинства каналов - 5 км/ч. В некоторых узких и исторических каналах она может быть ограничена до 3 км/ч. Ограничение скорости помогает уменьшить эрозионный след, повреждающий фундаменты исторических зданий.

Существуют определенные маршруты, по которым разрешено движение судов. Отклонения от них могут быть опасны и караются штрафами. Останавливаться можно только в специально отведенных местах. Запрещено бросать якорь посреди канала или у причалов, предназначенных для других судов.

Чтобы облегчить строгое соблюдение этих правил, на каналах даже действует местная ГАИ. Стражи порядка следят довольно пристально за их выполнением. Нарушение правил навигации может привести не только к штрафам, но и к конфискации судна и даже к уголовной ответственности.

Большой канал Венеции - это не только одна из главных достопримечательностей города, но и важная транспортная артерия. Но, несмотря на строгие правила навигации, аварии здесь происходят с настораживающей частотой. В 2013 году турист из Германии погиб в Венеции в результате столкновения вапоретто с гондолой. Пятью годами позже моторная лодка врезалась в рыболовецкое судно, в результате чего оба 69-летних рыбака погибли. В 2019 году в венецианском канале Джудекка столкнулись круизный лайнер MSC Opera и туристический теплоход под названием Michelangelo. В результате происшествия несколько человек оказались в воде. Резонансный инцидент произошел около года назад, когда возле оперного театра "Ла Фениче" перевернулась гондола с группой туристов из-за их группового селфи.

Власти Венеции постоянно работают над улучшением системы безопасности на водных путях. Увеличивается количество инспекторов. Внедряются новые технологии, позволяющие отслеживать движение судов и предотвращать аварии. Проводятся регулярные курсы повышения квалификации для судоводителей, направленные на улучшение их навыков и знаний.

Однако, как отмечают эксперты, несмотря на все принимаемые меры, полностью исключить аварии на Большом канале вряд ли когда-либо удастся. Чрезмерно высокая плотность движения, с которой ничего нельзя сделать ввиду специфики Венеции, провоцировала и будет провоцировать столкновения.

Париж
По Сене ежедневно и еженощно в обе стороны циркулируют не только туристические экскурсионные корабли, но и теплоходы, яхты, катера, баржи. Фото: REUTERS

Толкотня на Сене

Сена - главная река Франции. Ее протяженность 776 километров, из которых 13 с небольшим приходится на Париж. Судоходная по всей длине, включая, естественно, и французскую столицу. По ней ежедневно и еженощно в обе стороны циркулируют не только туристические экскурсионные корабли, но и теплоходы, яхты, катера, многочисленные баржи, перевозящие миллионы тонн разнообразных грузов.

Речным трафиком в стране управляет государственная организация "Судоходные пути Франции", а конкретно за Париж отвечает одно из семи территориальных отделений. Оно регулирует правила плавания судов в пределах города, мониторит ситуацию, вносит изменения в случае необходимости. Хотя профессиональный уровень команды считается достаточно высоким, в акватории Сены, как в городской черте, так и за ее пределами, то и дело происходят малоприятные происшествия. И их довольно много.

Последнее из них произошло в конце января этого года, когда 70-метровый прогулочный корабль "Голубой алмаз", на борту которого устраиваются гастрономические ужины, со всего маху врезался в мост Сюлли - один из 37 парижских мостов через Сену. Удар был настолько силен, что были снесены две металлические арки и возникла угроза обрушения моста. Дело в том, что он был построен в 1876 году из чугуна, с годами теряющего прочность. Мост ремонтировали почти полгода ударными темпами, чтобы успеть к открытию летней Олимпиады. На все это время прохождение судов под ним осуществлялось по строгому графику. Что касается "Голубого алмаза", то он получил повреждения носового отсека и был отправлен на ремонт. Против его капитана возбуждено расследование.

А вот год назад в сентябре на акватории Сены в районе порта Гренель, что в XV округе Парижа, столкнулись уже два корабля примерно такого же класса, что и "Голубой алмаз". Оказавшись неподалеку, один из них решил развернуться, но сделал это так неловко, что совершил навал на коллегу - теплоход. На борту каждого находилось примерно по сто пассажиров. В итоге 16 человек получили травмы, причем восьмерых пришлось госпитализировать. Полиция проверила капитанов, допустивших столкновение, на содержание алкоголя в крови, но тесты оказались отрицательными. Обоих на время отстранили от плавания. В причинах ЧП разбирались эксперты и пришли к выводу, что сыграл негативную роль человеческий фактор - небрежность капитанов. Как в том, так и другом случае обошлось без человеческих жертв.

Спасатели достают пострадавших при столкновении плавсредств в Сене, Париж. 2008 год. Фото: REUTERS

Последний инцидент со смертельным исходом произошел на Сене в 1989 году, когда под завязку груженная баржа протаранила нос небольшого речного трамвайчика. Один человек погиб и десять получили серьезные травмы.

Схожие случаи бывают на Сене и в других местах. В июле 2022 года в районе городской агломерации Конфлан-Сент-Онорин, что в 20 километрах от Парижа ниже по течению Сены, грузовая баржа так сильно задела туристическую посудину, что девять человек рухнули на палубу. Причем троих пришлось отправить в больницу. А баржа не остановилась и продолжила свой маршрут. Правда, через несколько часов ее задержала речная жандармерия. Нечто подобное произошло и этим летом в ночь с 23 на 24 июля в Руане (120 километров северо-западнее Парижа). Массивный туристический теплоход (115 метров в длину) врезался в переделанную в жилье баржу, пришвартованную к одной из городских набережных. При этом снес целиком веранду, пристроенную к барже ее владельцами. Семейная пара, что там проживала без малого 30 лет, была шокирована и возмущена до глубины души. "К счастью, от удара не пострадал корпус баржи, а не то бы мы пошли на дно!" - заявила разгневанная обитательница баржи.