Более того, удобство сообщения благоприятно сказалось на развитии туризма в регионе и его экономике в целом. Автомобильно-железнодорожный мост можно назвать настоящим драйвером развития всего региона.
Содержание:
- История строительства Крымского моста
- Начало современного строительства
- Характеристики и рекорды
- Крымский мост на карте
- Расстояние от моста до Симферополя, Севастополя, Ялты
- Проезд по Крымскому мосту
- Стоимость проезда: бесплатно ли для автомобилей
- Ограничения: вес, скорость, правила движения
- Очереди и пробки - как их избежать, альтернативные маршруты
- Значение моста для России и Крыма
- Экономика: связь регионов, перевозка грузов
- Туризм: удобство для отдыхающих
- Социальное и политическое значение
- Часто задаваемые вопросы
- Заключение
История строительства Крымского моста
Первым проектам Крымского моста, появившимся в ХХ веке, предшествовало несколько попыток соединить берега Керченского пролива. Одна из самых ранних была предпринята еще в ХI веке князем Глебом Новгородским, когда он попытался измерить расстояние от Тмутаракани (Тамани) до Корчева (Керчи), прошагав пешком по льду Керченского пролива.
Затем были англичане, которые в начале ХХ века вознамерились проложить удобный для себя железнодорожный путь в Индию через Крым и Керченский пролив. Однако проблема с финансированием не позволила им это сделать.
Позже вопросом наладить сообщение между Таманским и Керченским полуостровом задался Николай II, но осуществлению его планов помешала Первая мировая война. Наконец, немецким оккупантам в 1943 году удалось соединить берега при помощи монорельса, но проект не был завершен.
Точно так же не удалась очередная попытка сооружение моста через Керченский пролив советскими инженерами в 1944 году, когда из-за недостаточно укрепленной конструкции сооружение было снесено ледоходом. В итоге железнодорожный мост просуществовал всего 150 дней.
После присоединения Крыма к России вопрос сообщения с помощью кратчайшего пути через переправу встал особенно остро: паромное сообщение сильно зависело от капризов погоды, к тому же не позволяло осуществлять полноценные перевозки грузов и пассажирских потоков.
Юлия Надехина, кандидат исторических наук, доцент кафедры теории и организации управления ГУУ:
"После освобождения Керчи, в апреле 1944 года, началось строительство железнодорожного моста между полуостровом и материком. Несмотря на сложную политическую и экономическую ситуацию, первую часть стройки закончили за 150 дней. Уже 3 ноября 1944 года по мосту прошел первый поезд. Однако в феврале 1945 года огромные ледяные глыбы, гонимые сильнейшим ветром, начали давить на опоры моста и разрушили 15 промежуточных пролетов. Строительство Крымского моста было "заморожено".
До наших дней сохранились эскизы проекта моста, выполненные инженером Борисом Константиновым, спроектировавшим также Крымский мост в Москве. Двухуровневый транспортный путь протяженностью 4000 метров должен был соединить косу Чушка и берег Крыма. Рассказывают, что заместитель наркома путей сообщения Илларион Давидович Гоциридзе докладывал о проекте Иосифу Виссарионовичу Сталину и охарактеризовал его как будущий "царь-мост", на что Сталин с должной иронией заявил: "Царя мы свергли в 1917 году". Расходы, которых требовал этот проект, после войны казались неподъемными, а потому строительство прекратили".
Начало современного строительства
Строительство моста между Кубанью и Крымом обсуждалось в 70-е годы прошлого столетия, а также в начале 1990-х. И лишь в начале 2014 года после возвращения Крыма в родные пенаты строительство Крымского моста в районе Керченского пролива обрело вполне реальные черты.
Правда, первоначально рассматривался вариант строительства тоннеля между полуостровами, но после исследований почв он отпал сам собой. Любопытно, что название "Крымский" мосту было выбрано с помощью онлайн-голосования. Конкуренцию ему составили другие названия - Дружбы, Воссоединения, Вежливости, Керченский и даже Владимирский в честь президента.
В итоге строительство моста заняло 5 лет, причем сначала в 2018 году была запущена автомобильная четырехполосная трасса, а в конце следующего 2019 года было сдано в эксплуатацию железнодорожное полотно.
Российской казне он обошелся совсем недешево - свыше 227 млрд рублей. Тем не менее Крымский мост решил целый ряд проблем историко-культурного и социального плана, а также торгово-транспортных связей полуострова с материком. По словам президента, стройка века велась по новым технологиям, которые до этого не применялись: "Не было раньше таких технологий, а у нас появились. И потом - работали хорошо все, много и качественно работали, и практически все - на собственных технологиях", - подчеркнул Владимир Путин.
Мало того что мост оказался настоящим прорывом в мостостроении, он обладает повышенной сейсмоустойчивостью и способен выдержать подземные толчки в 9,5 балла. Более того, Крымский мост называют самым экологичным: он оснащен очистными комплексами, которые позволяют поддерживать акваторию в экологически чистом состоянии, пригодном для жизни морских организмов.
Что касается категории сооружения, то оно относится к морским объектам судоходного типа: в его конструкцию входит пара арок-пролетов, каждая 227 м длиной и высотой 35 м над уровнем воды, что позволяет проходить под мостом не только судам, но и военной технике.
Характеристики и рекорды
Самый длинный в России и Европе мост в 19 км обладает рядом других незаурядных характеристик. Например, для опор и фундамента использовалось несколько видов свай: плитные и свайные, кессонные и готовые заводские конструкции, которые вбивались, вкручивались в дно, погружались в заранее подготовленные отверстия.
При этом вся площадь фундамента залита бетонной смесью с учетом нагрузок на его отдельные участки.
По железнодорожному полотну предусмотрено движение как пассажирских, так и грузовых поездов. При этом четыре полосы автомобильной трассы способны пропускать свыше 600 авто в час и около 13 000 в сутки в направлении Крымского полуострова, развивая скорость 90 км/ч. Общая пропускная способность автомобильной трассы достигает 40 000 транспортных средств в сутки.
Крымский мостРекордным в этом году стал день 24 августа, когда по мосту проехало 135 тысяч авто.
Эксперт Юлия Надехина, кандидат исторических наук, доцент кафедры теории и организации управления ГУУ, о некоторых особенностях конструкции сооружения:
"Крымский мост поистине уникален, он состоит из двух параллельных друг другу полотен, автотранспортного и железнодорожного. Первую часть и сам мост открыли 15 мая 2018 года, железнодорожную же достроили и открыли 29 декабря 2019 года. Общая протяженность моста 19 км, 7,5 из которых проходит над морем.
В конструкции моста более 6500 свай, а над ними располагаются 595 опор. В случае экстренной ситуации полосы оборудованы обочиной шириной 1,25 метра, по которой также разрешено движение велосипедистам. Мост строился параллельным способом, пока в одном месте возводились металлоконструкции, в другом возводились опоры, а когда обе части сошлись, их соединение проводилось методом "надвижки" со скоростью 20 см в час".
Юлия Валькова, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ:
"Крымский мост перекрывает Керченский пролив и считается самым длинным в Европе. Максимальная его длина составляет 19 км с транспортными подъездами, длина именно автодорожного полотна - 17 км. 4 полосы движения для автомобилей и 2 железнодорожных путей. Глубина Керченского пролива под арками Крымского моста варьируется от 5,5 до 18 метров, достигая максимальной отметки в 18 метров на южном входе и постепенно уменьшаясь до 5,5 метра в средней части пролива. Участок пролива, на котором расположены судоходные арки, имеет глубину 8 метров.
А вот глубина свай Крымского моста доходит до 81 метра на основном участке моста, где используются трубы диаметром 1420 мм, и до 57 метров для буронабивных свай с диаметром 1200-1500 мм на таманском берегу. Их гарантийный срок службы - 100 лет, мост способен выдержать землетрясения магнитудой до 9 баллов благодаря 760 антисейсмическим устройствам. Мост оборудован системами освещения, способными менять оттенки, включая российский триколор".
Крымский мост на карте
Благодаря появлению Крымского моста сообщение с полуостровом стало намного быстрее и удобнее. Теперь Керченский пролив не рассматривается как непреодолимая преграда, и такие города, как Тамань, Керчь и Анапа, оказались в непосредственной близости друг от друга.
Более того, появилось сразу несколько маршрутов, по которым можно попасть в Крым не только через мост, но и по сухопутному коридору через новые регионы. Впрочем, обо всем по порядку.
Самый быстрый способ достичь пределов Крымского моста из столицы - это воспользоваться сначала федеральной трассой М-4 "Дон" вместе со всеми ее платными участками, а затем в Краснодарском крае новой скоростной трассой А-289, ведущей к Крымскому мосту.
Из Северо-Западной и Центральной части России также можно выйти на трассу М-4 "Дон" и проследовать по ней до Ростова-на-Дону, а оттуда через Тимашевск и Славянск-на-Кубани либо через Краснодар на Тамань. Этот путь длиннее и не обойдется без ночевки. При этом дорога от Ростова-на-Дону до Крымского моста на машине займет около шести часов.
Дорога из Санкт-Петербурга до Крымского моста займет больше времени, нежели путь из Москвы, - около 30 часов.
Также можно попасть в Крым по материковой части России через сухопутный коридор по новым территориям, прилегающим к северной части Азовского моря. Маршрут проходит через Мариуполь, Бердянск и Мелитополь.
Нередко возникает вопрос: как быстрее добраться до Крыма - через мост или по сухопутному коридору?
Наверное, стоит брать в расчет, откуда будет лежать путь.
В этом случае дорога от Ростовской области до Джанкоя займет 5-7 часов.
Расстояние от моста до Симферополя, Севастополя, Ялты
Чтобы сориентироваться в расстоянии от Крымского моста до основных городов полуострова, обратите внимание на следующие цифры:
- расстояние от Крымского моста до Ялты на авто составляет 289 км;
- расстояние от Крымского моста до Севастополя на авто составляет 327 км;
- расстояние от Крымского моста до Симферополя на авто - 230 км.
Проезд по Крымскому мосту
Первый вопрос, который возникает в связи с проездом по Крымскому мосту - это его доступность для различных видов транспорта. Какой из них может воспользоваться переправой, а для кого въезд запрещен?
Выяснилось, что Крымский мост недоступен лишь для грузовых автотранспортных средств, все остальные - пикапы и легковые авто, рейсовые автобусы и пассажирские микроавтобусы, в том числе "Газели", - могут свободно передвигаться по мосту.
Причем транспортный поток заранее распределяется - происходит это на 137-м км дороги А-289. Одни машины без багажа и с компактной ручной кладью направляются в пункт ручного досмотра. В то время как рейсовые автобусы и транспортные средства с негабаритным грузом досматриваются в инспекционном комплексе с помощью сканера.
Поэтому стоит заблаговременно подумать о компактной упаковке багажа, в том числе мелкого, что безусловно облегчит прохождение контроля.
Кстати, о загруженности моста можно получить информацию на официальном Telegram-канале, которая обновляется ежечасно. Здесь же размещается информация о временном закрытии моста.
Стоимость проезда: бесплатно ли для автомобилей
Что касается стоимости проезда транспорта по Крымскому мосту, то он является бесплатным при круглосуточном режиме работы переправы. Платным для автомобилистов является лишь участок федеральной трассы А-289 от Темрюка до Крымского моста (120 км), соединяющий Краснодарский край с Крымом. Это новая четырехполосная трасса, строительство которой было завершено в 2024 году.
Трасса оборудована безбарьерным сбором оплаты.
Альтернативой А-289 остается бесплатная двухполосная трасса через Славянск-на-Кубани и Темрюк А-146. Теперь новая платная трасса А-289 вкупе с реконструированной М-4 "Дон" позволяет преодолеть расстояние от Москвы до Крыма за 16-18 часов.
Ограничения: вес, скорость, правила движения
Итак, для грузового транспорта в виде фур, цельнометаллических фургонов и эвакуаторов вне зависимости от их веса и категории, въезд на Крымский мост запрещен. Также запрещены самокаты, моноколеса, мопеды и гужевой транспорт.
В том числе не предусмотрено передвижение по мосту пешком. В то время как мотоциклы приравниваются к легковому автотранспорту, которому въезд на мост разрешен. Для переправы неисправных и новых авто предусмотрен перевоз через мост с помощью буксировки, подката или лафета. При въезде на переправу скорость ограничена до 30 км/ч, в то время как по мосту можно двигаться со скоростью 90 км/ч.
Что касается большегрузов, то запрет на их передвижение по мосту будет действовать до конца 2025 года.
Очереди и пробки - как их избежать, альтернативные маршруты
Пробки на Крымском мосту периодически возникают по разным причинам: они могут быть связаны с отпускным сезоном, когда увеличивается не только поток отдыхающих в Крыму, но и становится заметно больше автомобилистов и багажа. А значит, увеличивается время досмотра грузов, которое снижает пропускную способность пунктов.
Также процесс тормозят так называемые "обочечники", которые стремятся всеми правдами и неправдами прорваться вперед, в результате чего на пропускных пунктах возникают многокилометровые очереди. Например, на ручной досмотр может уйти не менее четырех часов, в то время как на сканер около семи.
Однако со временем выработались сценарии избегания и обхода пробок. Например, можно подгадать время, когда на мосту меньше всего автомобилей: чаще всего это ночное время пятницы, а также вечернее субботы и воскресенья - с 17 до 21 часов. При этом самый свободный день - это понедельник после 14 часов.
Кроме того, практически без пробок можно проехать по Крымскому мосту в период с часа ночи до семи утра чуть ли не каждый день. Ситуация начинает ухудшаться уже после 8 утра вплоть до 16 часов, после которых наступает самый "жаркий период" в движении транспорта вплоть до 23 часов, когда в пробке можно простоять до шести часов.
Причем при возникновении очереди на въезде на Крымский мост движение осуществляется по одной полосе, в то время как вторая отводится для проезда автобусов и экстренных служб. Поэтому лучше сразу вставать в соответствующую очередь, иначе все равно окажетесь в ее хвосте.
Какое-то время можно сэкономить, если заранее подготовить документы и багаж, для чего следует:
- ознакомиться с перечнем запрещенных к провозу предметов и веществ;
- заранее проделать следующие манипуляции: перед въездом на досмотр открыть все дверцы, капот, багажник и опустить окна, достать и открыть все сумки;
- не оставлять вещей, разбросанных по салону, достать запаску и поднять коврики.
Что касается пути в объезд, то можно воспользоваться дорогой по суше через Ростов-на-Дону, Таганрог и новые территории. В том числе двухполосной трассой А-146 через Славянск-на-Кубани и Темрюк. Но вряд ли таким образом вы сэкономите время на пробках, так как время в дороге по этим маршрутам увеличится практически вдвое.
Значение моста для России и Крыма
Экономика: связь регионов, перевозка грузов
Значение Крымского моста для России и самого полуострова трудно переоценить. Связь регионов наконец стала налаживаться, установилось транспортное наземное сообщение, упростились пассажирские и грузоперевозки. Крымский полуостров стал частью российской экономической системы. Там сразу же началось активно развиваться дорожное строительство, возрождаться кораблестроение. К тому же президент РФ Владимир Путин пообещал сделать Крым центром российского судостроения.
В итоге подобные изменения будут способствовать решению проблемы безработицы и нехватки рабочих мест для квалифицированных специалистов.
Туризм: удобство для отдыхающих
И эта отрасль благодаря налаженной переправе между Таманским и Керченским полуостровом получила новый толчок для своего развития, став для туристов благодаря Крымскому мосту своеобразным "окном в Крым". Не стоит перечислять те достоинства морского и субтропического климата Крыма, которые ежегодно привлекают сюда миллионные потоки туристов. Посещение оздоровительных курортов теперь стало намного доступнее, а туризм превратился в одну из самых прибыльных статей дохода в экономике полуострова.
Теперь в вояж к крымским пляжам и бухтам можно отправиться регулярными пассажирскими составами, на автобусах и личном транспорте вдобавок к авиасообщению и морскому пути.
Социальное и политическое значение
Наконец, появление Крымского моста не могло не отразиться на социальной и политической жизни России.
Во-первых, появился порт для ведения торговли в Средиземноморском бассейне.
Во-вторых, появились условия для восстановления отрасли, занимающейся строительством авианосцев, и усиления военной безопасности страны.
В-третьих, интеграция региона в экономику России дала толчок для развития малого и среднего бизнеса. Крым смог непосредственно подключиться к культурному пространству страны, наладить торговые связи и товарообмен, что в свою очередь уже сказалось на благосостоянии обитателей полуострова.
Наконец, строительство Крымского полуострова обрело для России значение национального символа, став одной из достопримечательностей страны и образцом инженерного искусства.
Сколько людей участвовали в строительстве Крымского моста?
В самый разгар в строительстве моста участвовали до 15 тысяч человек, в том числе архитекторы и инженеры, конструкторы и ученые, экологи и другие специалисты. Также в строительстве объекта было задействовано 220 российских предприятий, более 30 мостоотрядов и 10 тысяч рабочих.
Какая глубина моря под Крымским мостом?
Самое глубокое место под Крымским мостом в Керченском проливе составляет 18 метров. При этом на северном входе глубина достигает 10 метров, в то время как к середине переправы - около 5,5 метра, а на южном выходе - 18 метров.
Сколько тонн металла и бетона использовано при строительстве?
Крымский мост нередко сравнивают с Эйфелевой башней из-за сходства конструкций. А вообще одного металла, ушедшего на конструкцию Крымского моста хватило бы на возведение 32 Эйфелевых башен. Всего же 260 000 тонн металлоконструкций моста держат 595 опор, а на полотно четырехполосной автодороги ушло 13 000 км арматуры.
При этом каждый железнодорожный пролет весит более 500 тонн, что тяжелее станции МКС в 1,4 раза.
Какие технологии применялись для фундамента моста?
Перед строительством моста было проведено множество лабораторных исследований: на коррозию металлических свай в соленой воде, их устойчивость к штормам и ледоходу, прочность грунта к большим нагрузкам.
Для возведения фундамента моста использовались самые разные технологии, в зависимости от конструкции сооружения: так, для автодорожного полотна использовалось 500 буронабивных свай и более 2,5 тысячи трубчатых. Вдобавок под ним были установлены устройства для перераспределения динамических нагрузок - шок-трансмиттеры.
В акватории для фундамента моста использовались металлические трубчатые сваи, заполненные внутри бетоном, с антикоррозийным покрытием. В то время как опоры моста целиком сделаны из гидротехнического бетона.
Основание моста опирается на 7000 свай, которые находятся на глубине от 12 до 105 метров. Пролеты эстакад держатся на 596 опорах, каждая из которых представляет собой конструкцию весом 400 тонн.
Всего на выбор было представлено четыре инженерных проекта моста, из которых выбрали самый протяженный, но самый безопасный. Сначала планировалась раздельная прокладка автомобильной трассы и ж/д полотна. В результате обе переправы проходят параллельно от Таманского полуострова до крымского берега. Длина ж/д линии составляет 18,1 км, автодороги - 17 км.
Является ли Крымский мост самым длинным в России и Европе?
Да, является. Длина его перехода через Керченский пролив составляет 19 км - Крымский мост считается самым протяженным не только в России, но и в Европе. Причем 7,5 км Крымского моста проходят над морем. После него следует мост Васко да Гама в Португалии протяженностью 17,2 км.
Сколько весят арочные пролеты Крымского моста и как их устанавливали?
Арочные пролеты общим весом около 11 тысяч тонн представляют собой конструкцию, установленную на фарватерные опоры, каждый пролет которой в собранном виде составляет более 5 тысяч тонн. Причем железнодорожная арка тяжелее автодорожной почти на тонну.
Столь габаритная конструкция устанавливалась в морской акватории в истории отечественного мостостроения впервые. Возводились они в несколько этапов:
- сначала арочные пролеты моста собирались на керченском берегу;
- затем готовые конструкции при помощи домкратов устанавливали на перекаточные опоры;
- после чего грузились на плавсистему и доставлялись к фарватеру - месту установки на опоры.
Вся операция установки арочных пролетов заняла 72 часа.
Какие необычные случаи связаны с Крымским мостом?
У Крымского моста был свой живой талисман - рыже-белый кот по кличке Мостик, которого подбросили на стройплощадку во время возведения моста. Кот не только прославился на всю страну, но и завел в соцсетях собственную страничку, где делился с многотысячной аудиторией подробностями строительства сооружения, пока его не забрали местные журналисты к себе в редакцию.
В честь Крымского моста сочинено 2500 стихов и песен, на конкурс прислали работы из самых разных уголков Европы и Азии. Причем самому молодому участнику было всего 6 лет, а самому возрастному - 99 лет.
Сколько времени заняло строительство Крымского моста?
Строительство автомобильной части переправы длилось 2,5 года, в то время как железнодорожного полотна - 3,5 года. В общей сложности на строительство моста ушло около 5 лет: с февраля 2016 года по декабрь 2019 года.
Какие рекорды эксплуатации установил Крымский мост?
Один из последних рекордов на Крымском мосту был установлен в августе этого года - его пропускная способность составила 3,2 миллиона легковых авто при суточной нагрузке 135 тысяч автомобилей 24 августа.
Всего с момента открытия моста по нему проехало более 14 миллионов транспортных средств.
Где смотреть Крымский мост онлайн?
Видео "Крымский мост - 27 месяцев строительства за 3 минуты"
Заключение
Трудно ограничить значение Крымского моста понятием крупнейшего инфраструктурного проекта России и теми перспективами, которые он открыл для развития всего региона.
Так, помимо интереса со стороны автомобилистов и туристов, Крымский мост стал объектом исследований культурологов и археологов. На месте стройки века были произведены раскопки, в результате которых было обнаружено около миллиона артефактов. Причем музейными экспонатами пополнился не только Таманский музейный комплекс, но и другие музеи страны, куда развезли "свежие" экспонаты - от амфор до старинных украшений.
При этом выяснился любопытный факт о том, что Таманский полуостров еще до появления там греков был заселен представителями более ранней скифской цивилизации три тысячи лет назад.