Из падающего самолета
У каждого бывали минуты смертельной опасности, когда душа в мгновенном порыве рванет ввысь. И даже если окаменевшие губы при этом не шепчут: "Господи, помоги!", об этом молит все существо человека, вдруг осознавшего: "Только Он может спасти!" В богословии такую молитву, устремленную к Богу из самих глубин сердца и подчиняющую в момент моления всего человека, так и называют "сердечная молитва". Остряки прозвали ее "молитва из падающего самолета". Молитвенники и аскеты добиваются сердечной молитвы годами упорного труда: не так-то просто подчинить устремленности ввысь вечно озабоченное своими потребностями тело, склонный к постоянному рассеиванию ум, сердце, непрерывно колеблемое от наплывов чувств. При этом сама техника концентрации и самоконтроля - не самоцель, а только средство, одна из возможностей обрести Бога, попасть на эту встречу с Господом, самую главную встречу человека.
Оптинские старцы учили: любой, кто хоть раз в жизни всем сердцем, со всей искренностью сумеет взмолиться: "Господи, помилуй!", будет помилован. Проблема в том, что наши сердца так захламлены, что в нужный момент спасительный крик может и не вырваться из темниц нашей души. Особенно если к этому нет привычки.
Но зачем кричать Богу? Бог есть любовь, мы ему небезразличны. Он Всеведущ, то есть все знает. Зачем Ему, Всеведущему и Милостивому, нужно ждать моих сигналов о том, как мне плохо? Или чтобы я день за днем повторяла одни и те же молитвы - по утрам, когда без того опаздываешь на работу? Вечерами, когда так устал, что и сериал досмотреть нет сил?
Конечно, Богу нужно не это. Бог - не старик Хоттабыч, которого можно вызвать на встречу волшебным словом, молитва - не заклинание. Богу нужно не наше славословие, а наше сердце. Но Он не будет покорять его чудом или демонстрацией Своего Всемогущества. Бог Сам наделил человека свободной волей и, любя нас, чтит и ее. Как и в любых отношениях двух личностей, здесь единственным адекватным, сообразным ответом на любовь Бога к нам может быть только свободное волеизъявление нашей любви к Нему - таковы законы мироздания. Человек вроде бы и рад любить, да только он не всегда хозяин своему сердцу, своим желаниям - "иные силы манят нас". Как говорится: и себя любить разучились, все грешим; и как других любить - позабыли; вот и про Бога не вспоминаем до тех пор, пока петух жареный не клюнет.
Взнуздать коня
Вряд ли вменяемый человек позволит себе врываться к начальнику, кипя обидами, в раздрае. Не станет он и высокомерно вплывать в высокий кабинет, заведомо считая себя достойным самых высших вознаграждений, - хотя бы внешне мы стараемся соблюсти этикет. Бог видит, "ведает" наши сердца, ритуальным почтением Его не обмануть, поэтому к встрече с Богом готовят сердце.
В момент опасности, когда душа стрелой летит к Господу, понимая: лишь в Нем спасение, мы не только собираем все силы воедино. Происходит нечто не менее важное - мы мгновенно трезвеем, до нас доходит наша малость, немощность, зависимость от Создателя. Это и есть смирение. В обычной жизни, вне кризиса, смирению учатся, причем это не однократный акт, а духовный труд над собой. Каждодневный труд, в котором у нас много помощников: наша работа, недруги, всегда готовые указать тебе на твои недостатки, болезни, потери. Молитва тоже учит смирению, причем делает это, не дожидаясь, когда нас посетят учителя более беспощадные - беды, несчастья.
Смирение в молитве - не только в словах обращения к Отцу Небесному, ясно, что к Всемогущему обращаются с соответствующим пиететом. Смирение, учат Оптинские старцы, в другом. В принятии всей душой простой мысли: "Да, я прошу Тебя о самом важном для меня сейчас, но Ты выше меня, Ты лучше знаешь, что мне нужно, Ты любишь меня больше, чем я люблю себя сам, потому "Да будет воля Твоя! Не моя - Твоя!", а я лишь надеюсь на Твое милосердие и любовь!"
Но, ожидая для себя милосердия, не оскорбляй Бога своей злобой. Святые старцы предупреждают: "Если ты, человек, не прощаешь согрешившего против тебя, не утруждай себя постом и молитвой. Бог тебя не примет". Техника прощения - тема отдельная. Стоит только заметить: обиженность уносит нас в водоворот смуты, а малый подвиг прощения озаряет душу радостью, осеняет покоем.
И удивительное дело: человек, воспитывая в себе навык ежедневно вставать на молитву регулярную, получает не только опыт прощения, но и дар незлобивости. Плюс способность к самоконтролю, собранность. И дело тут не только в произнесении нужных слов. Святые сравнивали наше тело с конем, которому необходима узда. Вспомните, как взвинченность и уравновешенность отличаются позой человека, ритмом дыхания. Молитва уделяет внимание и этому. В самоконтроле нуждается и наш ум - тут идет битва с рассеянностью, и наше сердце - здесь важна борьба с его сухостью, неотзывчивостью. Все это лишь внешне похоже на самоанализ: за помощью верующий обращается не к психологу, к Самому Богу. Потому и говорят, что молитва - это дар Божий. Но дается он только молящемуся.
Расчистка сердца и сознания
Наделяя нас такими важными качествами личности, как воля, свобода выбора, Господь и защитил нас - тем, что наш дух, наша душа - главное в человеке - закрыты для духовного влияния извне. Нужен акт свободной воли, чтобы открыть двери нашей души. Нужно наше согласие, наше соизволение, чтобы какая-то мысль, залетевшая к нам, завладела нами, чтобы какое-то чувство, посетившее нас, охватило наше существо. Человеку от Бога дан стоп-контроль - и на входе, и тогда, когда вошедшие мысли или чувства начинают внедряться, укореняться в человеке. Такой стоп-контроль свойственен всем, вспомните, как легко мы отмахиваемся от чуждых нам мыслей фразой: "Вот уж бред!" или обходим неприятные чувственные соблазны, говоря простое: "Не мое!" Другое дело, что этим стоп-контролем мы пользуемся чаще всего неосознанно, то пуская себя по воле волн окружающих соблазнов, то все-таки одергивая. У молитвенников эти внимание и контроль к возникающим мыслям (помыслам), чувствам, желаниям гораздо строже, для них это постоянный духовный труд по расчистке своего сознания, своего сердца от всего того, что не просто разрушительно для нашей души, но и просто захламляет ее ненужным - информацией, переживаниями, отвлекая от встречи с Богом.
Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день.
Дай мне всецело предаться воле Твоей святой.
На всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня.
Какие бы я ни получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душою и твердым убеждением, что на все святая воля Твоя.
Во всех словах и делах моих руководи моими мыслями и чувствами.
Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобою.
Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая. Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все события в течение дня.
Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить. Аминь".
Автору можно написать на адрес: pisma-maria@mail.ru или в Teleram-канал Марии Городовой