До 1970-х годов в СССР шины меняли не по сезону, а по степени износа, используя универсальный протектор и летом, и зимой. Низкие скорости, невысокая плотность движения и, как считалось, большая ответственность водителей позволяли обходиться без специализированной резины, рассказывают в Политехническом музее. Прорыв произошел в Научно-исследовательском институте шинной промышленности. Инженеры раллийной команды модифицировали ярославскую шину ИЯ-170, вручную сделав электроножом дополнительные прорези в протекторе. Результат превзошел все ожидания: на первых же соревнованиях автомобили с новыми шинами безоговорочно победили, произведя фурор.
Любопытная деталь: для улучшения сцепления в резиновую смесь этих шин добавляли... обычную соль. Вымываясь во время езды, она делала поверхность протектора шероховатой.
Изначально инновацию использовали только спортсмены, но вскоре шины стали выпускать мелкими партиями для всех желающих. А настоящим народным хитом конца 70-х стали шины АИ-168, получившие за свой рисунок прозвище "снежинки". Однако с началом импорта зарубежной резины конкурировать с ней отечественные "снежинки" уже не могли.
Сейчас же в мире производится около 6-7 тыс. шин в минуту. И их утилизация стала большой экологической проблемой, которую решают на уровне государств.
В России утилизация шин регулируется отдельным законом. Физическим лицам необходимо сдавать их на переработку, а юрлицам - еще и отчитываться об этом.
За сжигание или захоронение старых покрышек в России есть штрафы:
- физлицам - до 2 тыс. рублей;
- должностным лицам - до 30 тыс. рублей;
- ИП - до 50 тыс. рублей или приостановление деятельности до 90 суток;
- юрлицам - до 250 тыс. рублей или приостановление деятельности до 90 суток.
А если после сжигания будет нанесен вред имуществу, человеку, животному и окружающей среде, то ответственность может быть и уголовной. Кстати, создавать "красоту" из шин в России запрещено с 2021 года, так что никаких резиновых заборов, лебедей и клумб. Управляющая компания, если выявит нарушителя, может написать заявление в полицию.
"Сбор шин - один из самых востребованных форматов экопросвещения. Он помогает вовлекать людей в правильное обращение с отходами и снижает нагрузку на окружающую среду. Мы видим, как регионы масштабируют такие проекты, и будем продолжать поддерживать их организационно и информационно", - отметили в пресс-службе Российского экологического оператора (РЭО).
Акции по сбору использованных покрышек уже стартовали в Москве, Брянской, Московской, Ленинградской, Нижегородской, Новосибирской, Омской и Тюменской областях, в Башкирии и Татарстане, в Камчатском, Красноярском, Пермском краях и других регионах. Такие мероприятия помогают снизить риск появления несанкционированных свалок и обеспечить безопасную утилизацию шин, которых в России ежегодно образуется около 1 млн тонн, напомнил РЭО.
В Подмосковье традиционно проходит проект "Сдай старые шины на Мегабак". Прошлой осенью в области собрали свыше 300 тонн автопокрышек.
В Нижнем Новгороде сбор стартовал 8 ноября: за два часа жители принесли рекордные 10 тонн шин. Двое участников привезли целую "газель" покрышек, собранных на субботнике в гаражном кооперативе, другие приносили резину, накопленную годами.
В Перми региональный оператор разместил крупные сетки-бункеры для сбора покрышек в рамках ежегодного проекта "ПРОшина".
На Камчатке участникам акции начисляют по 50 рублей и 50 бонусных баллов "КамБАЛЛ" за каждую сданную покрышку. В этот сезон планируется собрать более 42 тысяч шин.
РЭО напоминает, что во многих регионах работают постоянные круглогодичные пункты приема шин. Например, в Санкт-Петербурге действует система из 18 экопунктов, принимающих опасные отходы, включая использованные автомобильные шины. Дополнительно точки приема ненужных автомобильных шин можно посмотреть на карте в приложении "Уберу".
Научный сотрудник лаборатории анализа лучших международных практик Института Гайдара Мария Гирич отмечает, что такой механизм сбора шин эффективен. "Шины, наряду с электроникой, в большинстве стран в первую очередь включаются в различные схемы расширенной ответственности производителей по их совместной переработке. Если говорить о конкретных методах, то, например, существует механическая переработка, когда шины очищают и измельчают на гранулы, которые далее используются в покрытиях детских и спортивных площадок, шумоизоляции, резиновых ковриках и пр. Также в ЕС есть проекты по пиролизу и регенерации резины, чтобы делать новые шины из старых. Нередко шины сжигаются, однако такая практика наиболее опасна, так как при этом выделяется большое количество вредных веществ, парниковых газов", - говорит она.
Как рассказали в РЭО, в России из старых покрышек можно получать резиновую крошку для покрытия спортивных и детских площадок, добавки к асфальту и другие полезные материалы.
"Резиновую крошку используют в дорожной и строительной отрасли. Ее используют для изготовления дорожных ограждений. Также изготавливают дорожные плиты, которые применяют на стройке, а также на труднопроходимых территориях. Их легче перевозить, в отличие от бетонных, и они выдерживают тяжелые гусеничные машины", - рассказали в компании.
Резина в огне
Если просто вывозить шины на свалку, то они будут разлагаться там около 100 лет. В них будет попадать дождевая вода, которая будет вымывать токсичные вещества в почву. В том числе из-за этого происходит загрязнение ближайших водоемов и грунтовых источников.
Более того, шины очень легко воспламеняются. В том числе поэтому страны ввели правила утилизации шин, запрещающие их вывоз на свалки. Кувейт же решил принимать шины из других стран для их дальнейшего хранения за вознаграждение. Так, в стране появилось крупнейшее в мире кладбище шин. В 2012 году свалка загорелась, в это время там было более 5 миллионов шин. Черный поток дыма можно было увидеть из космоса. В 2021 и 2023 годах пожары повторились. В 2021 году власти страны заявили, что будут построены пять заводов по переработке шин, что должно решить эту проблему. Более того, в районе, где была свалка, планируется построить жилые дома. К 2023 году объем складированных отходов уже составил 50 миллионов шин.
Главное отличие зимней шины от летней - специальный состав резины, рассчитанный на работу при низких температурах. Поэтому "переобуваться" нужно не по календарю, а по термометру. Оптимальное время для смены шин - когда среднесуточная температура устойчиво опускается до 5...7 C. Более простой ориентир - первые ночные заморозки. По прогнозам синоптиков, это время наступит вот-вот, а значит, самое время позаботиться о безопасности на зимней дороге.