Впрочем, для жителей заполярного Певека это не просто ассоциация. ПАТЭС "Академик Ломоносов" пять лет назад вдохнул вторую жизнь в этот чукотский город на краю Земли. Ввод в строй плавучей атомной теплоэлектростанции был призван решить две ключевые задачи. Во-первых, заместить выбывающие мощности Билибинской АЭС, которая действует с 1974 года, а также Чаунской ТЭЦ, которой уже более 70 лет.
Вторая задача - обеспечить энергоснабжение основных и перспективных горнодобывающих предприятий в Чаун-Билибинском энергоузле. В том числе большого рудно-металлического кластера и золотодобывающих компаний в Баимской рудной зоне. Сама ПАТЭС была спроектирована и построена с учетом самых суровых арктических условий. Корпус станции длиной 144, шириной 30 метров и высотой с многоэтажный дом усилен для работы во льдах, системы рассчитаны на экстремальные температуры и сейсмические воздействия. Два реактора КЛТ-40С выдают суммарно 70 МВт электрической мощности и 50 Гкал/ч тепловой. Срок службы станции - до 40 лет.
Вряд ли бы я сам когда-то добрался до Певека и попал на "Ломоносов", если бы с рабочим визитом сюда не приехал помощник президента, председатель Морской коллегии РФ Николай Патрушев.
- ПАТЭС - это уникальная разработка российских специалистов, способствующая обеспечению технологического суверенитета нашей страны и укреплению позиций России на мировых атомных рынках, - заявил Патрушев во время совещания на борту станции.
Ее директор Виктор Елагин провел для гостей ознакомительную экскурсию по береговой площадке и плавучему энергоблоку. Рассказывая помощнику президента о работе "Академика Ломоносова", заметил, что это единственная атомная станция, где кроме персонала инженеров-атомщиков, есть еще капитан и судовой экипаж. По его словам, сегодня ПАТЭС - это гарант энергонезависимости Певека, который является важнейшим связующим звеном Дальневосточного сектора Севморпути. В ближайшее время именно "Академик Ломоносов" станет главным генерирующим источником в Чаун-Билибинском энергоузле на восточной Чукотке.
Что касается экологичности станции, то ее можно отнести к классу максимально "зеленой энергетики". Об этом сама за себя говорит абсолютно прозрачная вода вокруг станции и морские котики и тюлени у ее борта, которые охотятся в тихой гавани на рыбу. При этом радиационный фон на "Ломоносове" ниже, чем в самом Певеке, где природный фон создают базальтовые скалы.
Председатель Морской коллегии остался доволен увиденным и подчеркнул особую значимость Певека в обеспечении перевозок грузов по Севморпути. Актуальной задачей в связи с развитием Трансарктического транспортного коридора становится модернизация береговой инфраструктуры. В ответ главный инженер морского порта Певек Евгений Осипов сообщил, что в этом году получен дополнительно один мегаватт мощности от ПАТЭС, а в 2026 году ожидают двойную прибавку...
Спустя время, когда Николай Патрушев был с официальным визитом в Джакарте, он подробно рассказал своим индонезийским собеседникам об увиденном в заполярном Певеке. Сообщил, что пилотная ПАТЭС "Академик Ломоносов" пять лет назад введена в эксплуатацию, а вслед за этим на предприятиях "Росатома" началось серийное производство инновационных реакторов РИТМ-200 в морском и сухопутном вариантах. И такие установки, их совместное с Россией строительство и продвижение на мировой рынок может представлять интерес для динамичного развития экономики "страны тысячи островов", как называют Индонезию.