После пандемии на рынке труда самыми востребованными станут "люди-расчески"

Photoxpress.ru
Сегодня, на фоне пандемии коронавируса, одна из самых острых тем - ситуация на рынке труда. Кушать хочется всем, а рабочих мест с каждым днем становится все меньше. По прогнозам экспертов, впереди нас ждет волна банкротств и массовых сокращений. По разным оценкам, работы могут лишиться миллионы. Кто же рискует попасть в категорию наиболее уязвимых? Что можно сделать уже сейчас, чтобы потом не рыдать в подушку? На кого будет ставить работодатель и кто такие "люди-расчески"? На эти и другие вопросы мы попросили ответить директора по развитию Staff-UP Consulting Group, эксперта по рынку труда Елену Лимонову.

Елена, что сейчас происходит на рынке труда?

Елена Лимонова: Ситуация сложная. Не секрет, что в России многие компании вынуждены были свернуть свою деятельность. В первую очередь это задело сферу услуг и туризма, гостиничный и ресторанный бизнес, развлекательную индустрию, а также ретейлеров. Очень сильно пострадал малый и средний бизнес. При этом серьезно развивается служба доставки.

Кто, на ваш взгляд, сейчас больше всего востребован, на какие специальности от работодателей приходит запрос?

Елена Лимонова: Поскольку во многих регионах России введен режим самоизоляции и иные карантинные меры, то сейчас есть запрос на работников любых сервисов службы доставки - это водители, курьеры, операторы кол-центров. Второе направление - это все что связано с автоматизацией различных процессов. Например, онлайн-обучение. Речь идет не о преподавателях, а о специалистах, способных технически обеспечить бесперебойную связь, организовать проведение видеоконференции.

По-прежнему высокий спрос на специалистов в сфере IT и представителей высокоинтеллектуальных профессий. В некоторых сферах вырос спрос на сотрудников, которые умеют работать удаленно - это наука, образование, искусство, развлечения, масс-медиа, безопасность.

Как перегруппируется рынок труда, когда закончится эпидемия?

Елена Лимонова: Маленьких компаний станет меньше, компании средней руки будут стремиться к слиянию с крупным бизнесом. А те либо возьмут их под крыло, либо просто снесут с рынка. Перегруппируются и те, кто сейчас работает в онлайн-секторе. А еще можно смело говорить, что непременно будет востребован такой тренд, как персональный сервис. Кто это? Например, персональный стилист, личный доктор, персональный консультант по личностному росту человека, по инвестициям.

Увы, сейчас многие компании любыми способами сокращают своим сотрудникам заработную плату. После пандемии доходы могут вернуться к прежнему уровню?

Елена Лимонова: Все будет зависеть от отрасли. Сейчас то время, когда компании могут себе позволить схитрить и нанять на работу более квалифицированный персонал за меньшую заработную плату. И многие этим будут пользоваться. Потому что пока рынок позволяет это делать. Доходы безусловно упадут на 20-30 процентов. Желание компаний сэкономить сохранится. Поэтому в ближайшее время вряд ли доходы вернутся к прежним.

Если доходы упадут, то что будет со сферой услуг, кто вернется на рынок?

Елена Лимонова: Сфера услуг всегда будет, несмотря на кризис и падение доходов. После вынужденного карантина вернутся официанты, горничные, фитнес-тренеры, парикмахеры. Но надо понимать, что за время самоизоляции неминуемо поменяются предпочтения многих людей - они просто привыкнут обходиться без того, что раньше составляло часть их жизни. Поэтому категория дорогих услуг и товаров, возможно, просядет. Но это не значит, что люди перестанут посещать развлекательные центры, салоны или кафе.

Конкуренция за клиента будет очень высокой, за него будут сражаться, предлагая более высокий уровень сервиса и персональный подход.

Экономисты полагают, что подъема уровня безработицы не избежать. Кто наиболее уязвим?

Елена Лимонова: Те, без кого бизнес сможет обойтись. В первую очередь офисный персонал: рядовые сотрудники бухгалтерии, закупок, юристы - те люди, которые напрямую не влияют на доходы бизнеса. Сократится состав управленцев и средняя менеджерская прослойка.

На предприятиях под увольнение могут попасть специалисты, труд которых можно автоматизировать. С рынка труда будут уходить целые профессии, чей функционал вполне может выполнить машина или искусственный интеллект.

Под ударом еще одна категория - собственники небольших предприятий, которые в кризис оказались в тяжелом положении и были вынуждены закрыть свои компании. В целом конкуренция на рынке труда станет еще жестче.

Вчерашние студенты могут попробовать себя в качестве гувернеров, компаньонов для детей и пожилых людей

А кто будет востребован, у кого больше шансов найти работу?

Елена Лимонова: В большой цене будут так называемые люди-расчески. Это западный термин, который пришел к нам на рынок около года назад. Он обозначает специалистов, которые способны выполнять целый ряд схожих задач одновременно, а не только одну, на которой они традиционно специализировались. Например, маркетинг и подбор, управление персоналом, маркетинг и продажи, некоторые могут совмещать несколько функционалов.

Это те, кто работает за троих, а получает за одного?

Елена Лимонова: Нет, это не те люди, которые в компании выполняют три функции одновременно, а те, кто могут безболезненно перейти из одной отрасли в другую. Они обладают достаточным объемом знаний, например, чтобы уйти из сферы образования в инженерное производство. Такие работники стоят дороже, чем обычные узкие специалисты: они универсальные, гибкие, имеют широкий кругозор и открыты для нового. С ними работодателям легче.

Коронавирус дал возможность многим опробовать работу на удаленке. Это перспективная форма?

Елена Лимонова: Здесь все будет зависеть от руководителей и от того, насколько компания успешно работала в кризис. Есть вероятность, что ряд компаний заметно сократят явно раздутые штаты. Кто-то переведет часть сотрудников на гибкий график, а кому-то предложат дистанционную работу на постоянной основе. Скорее всего, увеличится число вакансий для фрилансеров. Удаленная работа, там, где она возможна, будет набирать популярность.

А что ждет выпускников российских вузов, которые выйдут на рынок труда уже этим летом? В Беларуси есть система распределения...

Елена Лимонова: Это очень непростой вопрос. Для студентов и выпускников он был сложный в любое время. Реалии российского рынка таковы, что, даже имея "пятерочный" диплом и твердые теоретические знания, они по большому счету никакой ценности для работодателя не представляют. На что-то могут рассчитывать только те студенты, которые со второго-третьего курса начинают работать по специальности - стажером, ассистентом, лаборантом... Конкурировать сейчас им станет еще сложнее, так как на рынке окажется без работы много профессионалов с большим опытом работы. Как вариант можно рассмотреть вопрос самозанятости. Многие в период кризиса решаются на такой шаг и создают собственную сферу услуг. Например, студенты финансовой или IT-сферы вполне могут продавать свои услуги в качестве консультантов людям пенсионного возраста. Вчерашние студенты могут попробовать себя в качестве гувернеров, компаньонов для детей и пожилых людей. Придется искать ниши.

В Союзном государстве, в ЕАЭС создается единый рынок труда. Что-то теперь кардинально изменится?

Елена Лимонова: Границы сейчас закрыты, и пока не будут сняты ограничения на самоизоляцию и передвижение между государствами, прогнозировать что-либо сложно. Сыграют роль несколько факторов. Для начала необходимо будет понять объем таких потерь, как человеческие ресурсы, выяснить, сколько предприятий не смогли пройти через кризис. Кто из государств пострадал больше всего. Оценить, как изменились условия и рынок труда в каждой стране.

Второй момент - это психологический настрой. Как быстро сами люди будут готовы перемещаться, насколько сохранилась мобильность. Страх перед пандемией и заражением сейчас очень высок.

Чему нас должен научить кризис помимо того, что всегда нужно иметь хороший ноутбук под рукой?

Елена Лимонова: Тому, что в жизни никогда не бывает стабильности, даже когда кажется, что все хорошо. Что надо быть готовым к тому, что ситуация в любой момент может измениться. Кризис должен научить нас действовать сообща и помогать тем, кто в этом особенно нуждается. В бытовом плане он должен научить нас иметь и беречь накопления.

Фото: Фото из личного архива

Визитная карточка

Елена Лимонова - директор по развитию российского кадрового агентства. Эксперт в области управления персоналом с опытом работы директором по персоналу федеральных компаний. Преподаватель дисциплины "Управление человеческими ресурсами", бизнес-тренер. Автор ряда публикаций, приглашенный эксперт радио и ТВ.

Как в Беларуси

В Беларуси карантина нет, однако достаточно сложный период переживают туристический бизнес, сферы развлечений и обслуживания, общепит. Минские кинотеатры в отсутствие зрителей сокращают количество сеансов, а некоторые и вовсе сворачивают показы фильмов. Кафе и рестораны ужимают время работы в ночные и утренние часы, а малое количество клиентов пытаются частично компенсировать развитием доставки.

- Расторопный курьер на личном транспорте сегодня продуктивнее официанта, - рассуждают в одной из столичных сетей фастфуда. - Да если бы и шли к нам посетители, полный зал, как раньше, не соберешь: нужно обеспечить так называемое социальное дистанцирование и рассаживать клиентов на расстоянии 1,5 метра друг от друга.

Кстати, воспользовавшись ситуацией, работников общепита готова "подобрать" розница. Например, один из крупнейших ретейлеров объявил о готовности трудоустроить высвободившиеся кадры в онлайн-гипермаркет кладовщиками-комплектовщиками и укладчиками-упаковщиками - формировать заказы для дальнейшей доставки.

Нарасхват и водители - об этом свидетельствуют и данные госслужбы занятости, и запросы нанимателей в интернете. Но вне конкуренции, конечно же, медицинские работники - врачи-специалисты и иной персонал. То же самое, однако, наблюдалось и до прихода коронавируса. Государство готово поддержать сферу здравоохранения и вводит дополнительные надбавки медикам за работу в условиях, связанных с инфекционными заболеваниями.

Подготовил Александр Нестеров

Подписывайтесь на наши новости в Вконтакте
Подписаться