БР-5 дал возможность получить первые данные, необходимые для разработки быстрых энергетических реакторов с натриевым охлаждением. Реактор обладал всеми основными чертами атомной электростанции и стал прототипом будущих АЭС с реакторами на быстрых нейтронах.
Был сооружен на том же месте, в том же здании № 85, где с 1955 года работал, а затем был демонтирован экспериментальный реактор БР-2 с ртутью в качестве теплоносителя.
Ставилась задача отработать на практике элементы будущих энергетических и военных быстрых реакторов.
До 1964 года БР-5 работал на оксидном плутониевом топливе, в 1965-1971 годах - на карбиде урана. После реконструкции 1973 года и преобразования в реактор БР-10 использовалось оксидное плутониевое топливо и нитридное урановое топливо.
Пуск опытного реактора БР—5
Работы над проектом начались в 1960 году, тогда реактор еще назывался БН-350, место сооружения - город Шевченко в Казахской ССР (сейчас - Актау). Реактор предназначался для наработки плутония и производства электрической энергии, затем добавилась задача по получению пресной воды. Начало строительства - 1964 год.
БН-350 - реактор с натриевым теплоносителем, в качестве топлива использовалась двуокись урана. Применяется трёхконтурная схема охлаждения. В первом и втором контурах в качестве теплоносителя используется жидкий натрий, в третьем контуре вода.
Физический пуск реактора был осуществлен 29 ноября 1972 года - через 3,5 месяца после смерти А.И. Лейпунского ...
В НИИ атомных реакторов (Димитровград, Ульяновская область) в 1969 году пущен многоцелевой исследовательский реактор на быстрых нейтронах БОР-60.
Реактор предназначен для обоснования и экспериментальной проверки основных технических и технологических решений, определяющих параметры перспективных АЭС с реакторами на быстрых нейтронах.
Тяжелая радиационная авария на экспериментальной К-27 с реакторами ЖМТ. 24 мая 1968 года при кратковременном выходе в Баренцево море развилась нештатная ситуация на реакторе левого борта с резким подъемом гамма-активности (до 120 рентген в час), выходом ее в другие отсеки и, как следствие, высокими дозами облучения части экипажа.
В 1952 году начинается разработка ядерных энергетических установок, в том числе «быстрых» реакторов с жидко-металлическим теплоносителем (ЖМТ), для подводных лодок.