11.06.2024 03:00
Поделиться

Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2023 год

Глава 1

Права и свободы человека и гражданина: общественное восприятие, общая характеристика обращений и результаты их рассмотрения

1.1. Права и свободы в общественном восприятии

Необходимость систематического изучения общественного мнения, которое выражает отношение граждан к событиям, фактам социальной действительности, затрагивающим права и свободы человека и гражданина, становится особенно очевидной в контексте глобальных изменений существующего миропорядка. Ориентация в этих условиях на общественное мнение является, по существу, исходным началом правозащитной деятельности, указывающей как на существующие, так и вновь возникающие проблемы, которые требуют наращивания усилий для позитивных трансформаций в процессах обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина.

Всестороннее социологическое исследование, проведенное профессионалами в данной области знаний, позволяет получить объективную картину по поводу оценок и настроений в российском обществе относительно соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина в противовес мнению так называемых "независимых международных экспертов", которые выступали по данному вопросу в сентябре 2023 года в Совете по правам человека ООН.

Оценка населением ситуации с правами человека

Результаты исследования Фонда "Общественное мнение" (далее - ФОМ) 2023 года по вопросу значимости соблюдения конституционных прав и свобод, ситуации с соблюдением прав человека в России показали позитивный тренд состояния защищенности этих ценностей.

Как видим, за 25 лет количество граждан, которые считают, что в целом в России права человека соблюдаются, выросло с 17 до 52%. Напротив, количество граждан, которые считают, что права в России не соблюдаются, уменьшилось: с 75% в 1998 году до 36% в 2023 году.

Данные показатели на первый взгляд не увязываются с тенденцией роста обращений к Уполномоченному, наблюдаемой в последние годы. В 2023 году их поступило рекордное количество - более 93 тыс.

Во многом такой рост обращений обусловлен расширением доступности института, внедрением в его работу новых технологий, когда каждый гражданин может свободно обратиться к Уполномоченному по разным каналам связи.

Нужно также учитывать, что на масштабах и интенсивности обращений сказывается постоянное повышение уровня правовой грамотности населения. В этих условиях граждане весьма критически воспринимают те ситуации, когда соответствующие их права не соблюдаются и до них не доходят меры социальной поддержки, установленные государством. При этом, как известно, происходит постоянное расширение количества адресных льгот и пособий для населения.

Наконец, возрастание числа жалоб к Уполномоченному отчасти объясняется включением в зону активного внимания государства именно неразрешенных проблем, когда внедряются новые подходы и средства их решения. В такой ситуации "латентные жалобы переходят в активную фазу жалоб-обращений, демонстрируя надежду населения на решение накопившихся проблем, о которых ранее говорить считалось уже бесполезным".

Рейтинг прав и свобод

В линейке социальных оценок соблюдения конституционных прав и свобод граждан представляет интерес рейтинг мнений населения о значимости прав и свобод человека.

Из приведенной диаграммы можно заключить, что высокой степенью важности для населения обладают прежде всего социально-экономические и культурные права. Граждане не в полной мере удовлетворены гарантиями реализации и защиты прав в социальной сфере, что особенно затрагивает область охраны здоровья и медицинской помощи, образования, жилищных и трудовых отношений.

В ходе опроса респонденты в числе наиболее значимых прав традиционно называли право на бесплатную медицинскую помощь, среднее значение данного показателя с 2015 года занимает первую позицию в рейтинге, при этом в 2023 году показатель его значимости по России в сравнении с 2019 годом уменьшился на 4% (с 80 до 76%). Очевидно, что высокая значимость для россиян права на бесплатную медицинскую помощь связана с актуальной жизненной потребностью граждан. Право на бесплатную медицинскую помощь снижает неравенство в доступе к здравоохранению. Оно обеспечивает доступность медицинской помощи для тех, кто не может ее оплатить, сохраняет жизни людей и улучшает общественное здоровье.

С высоким уровнем значимости воспринимается право на бесплатное образование, которое занимает вторую позицию (65%) рейтинга. Одновременно среди пяти наиболее важных направлений работы в рамках национальных целей, утвержденных Указом Президента Российской Федерации в 2020 году, россияне выделяют повышение качества общего образования.

Несколько выросла в 2023 году по сравнению с 2022 годом ценность права на свободу и личную неприкосновенность. В шкале общечеловеческих ценностей значимость данной категории с 2021 года остается у граждан в числе приоритетных.

Рейтинг прав и свобод среди молодежи

Данные опроса ФОМ о рейтинге прав и свобод в целом корреспондируются с результатами нашего социологического исследования среди молодежи.

Но, как видим, перед молодым поколением более актуальной проблемой является трудовая занятость, чем право на охрану здоровья. Это связано с социально-демографическими характеристиками данной категории населения. Ситуация на рынке требует не только квалификации, но и наличия опыта в данной профессии, чего у молодежи нет в силу ее возраста.

У молодого поколения существуют также проблемы статусных возможностей (физические, социальные, политические, юридические, демографические) в занятии места в общественной жизни в соответствии со своей профессией. В данной связи молодежь ищет защиту у государственных органов и рассчитывает на их поддержку. В определенной мере эта картина подтверждается тематикой обращений со стороны молодежи к Уполномоченному.

Среди причин нарушений чаще всего молодые люди отмечают незнание своих прав и некомпетентность работников государственных органов.

Практика Уполномоченного подтверждает вышеуказанную позицию. Каждое пятое из обращений, поступивших в 2023 году, свидетельствовало о недостаточных знаниях заявителями своих прав и требовало консультативной помощи. По 6,8 тыс. жалоб установлены нарушения, вызванные некомпетентностью или недобросовестностью представителей органов публичной власти.

Большая часть молодых людей уверена также в защищенности своих прав и свобод.

Общественное мнение о факторах современной действительности, влияющих на реализацию и защиту прав и свобод

Результаты социологических опросов позволяют выделить ряд факторов, которые, по мнению граждан, негативно сказываются на реализации их прав.

К внешним факторам, влияющим на россиян и их правосознание, вызвавшим наибольшие опасения в 2022-2023 годах, относятся проявление русофобии на фоне ситуации на Украине (по данным социологических исследований, около 20% россиян лично столкнулись с враждебным отношением), а также введенные санкции после начала СВО на Украине - 14% граждан отмечают их сильное влияние на образ жизни.

Внутренними факторами, непосредственно затрагивающими экономическое правосознание россиян, являются расслоение общества на материальной основе (69% респондентов считают различия в доходах слишком большими между бедными и богатыми в нашей стране); цифровые угрозы правам граждан (недостаточная защищенность данных, распространение недостоверной информации, рост киберпреступности), что может привести к нарушению неприкосновенности частной жизни (страхи по отношению к цифровизации испытывают 60% граждан России), негативные стороны миграции - достаточно большая часть россиян (40%) считают отрицательным явлением для страны миграцию, а также неэффективную бюрократию (57%).

Столь критическое отношение к деятельности государственного аппарата во многом обусловлено таким явлением, как стереотипизация, когда в сознание внедряются определенное отношение и оценки граждан, с которыми приходится сталкиваться в повседневной жизни. Ввиду этого оценки не всегда объективны и справедливы. Давно известная проблема стереотипизации внедряется веками и становится частью стратегии и приведения по отношению к тем или иным представлениям общества.

По данным исследования, россияне считают борьбу с произволом и непрофессионализмом чиновников главным способом преодоления "синдрома неэффективной бюрократии" в части усиления общественного контроля в этой сфере. Респонденты, представляющие в исследовании "простых" граждан, и опрошенные чиновники в качестве главного субъекта общественного контроля за деятельностью бюрократии единодушно назвали Президента России (41-43%). Причем, судя по ответам "простых" граждан, никто другой в стране не может столь эффективно, как Президент Российской Федерации, справиться с этой задачей. Заметно реже (20-29%) в рейтинге возможных субъектов контроля за деятельностью чиновников упоминаются СМИ, общественные организации, институты выборов и суды. По оценкам чиновников, в контроле за деятельностью бюрократии важная роль также должна принадлежать самим гражданам, которые могут выражать свое мнение через институт выборов (34,2%) и СМИ (33,1%).

Общественное мнение о значении цифровых прав

В условиях становления цифрового общества представляет интерес социальная оценка сферы цифровых прав. Согласно опросам 74% россиян ежедневно заходят в глобальную сеть.

Цифровая трансформация общества является одной из пяти национальных целей развития Российской Федерации. С точки зрения реализации прав человека новые цифровые технологии, с одной стороны, - это новый формат обращения в органы государственной власти, облегчение и расширение возможностей в коммуникациях с властью в реализации прав. С другой стороны, в связи с переводом документации в цифру возрастает вероятность технологических сбоев и ошибок, а также мошеннических схем, нарушающих имущественные и социальные права человека. Более 60% россиян не считают свои персональные данные в интернете защищенными, 2/3 жалуются на нехватку знаний и навыков для защиты своих данных.

Таким образом, очевидно, что у значительной доли российского интернет-сообщества нет четкого понимания, что такое цифровые права, как ими пользоваться и как их защищать, а в сфере цифровых прав сегодня требуется проводить серьезную работу по просвещению населения.

В заключение укажем, что социологические показатели, отображающие значимость соблюдения конкретных прав человека, позволяют определить наличие областей и уровня социальной напряженности и ее причины. Права и группы прав, занявшие верхние строчки рейтинга, требуют особенно пристального внимания со стороны законодателей и правоприменителей, правозащитников и экспертов, общества в целом и каждого гражданина, так как именно данные области прав человека нуждаются в дополнительных гарантиях реализации и защиты. С учетом этих приоритетов строит свою работу и институт уполномоченных по правам человека в Российской Федерации.

1.2. Масштабы, структура и динамика обращений граждан

За год поступило 93 721 обращение, в том числе 74 204 письменных и 19 517 устных. В общем количестве письменных обращений - 2138 коллективных.

За последние 3 года идет нарастание потока обращений к Уполномоченному. Рост письменных ежегодно составляет +22% и более. Примерно настолько же возросло количество коллективных обращений (+21%, увеличение с 1773 до 2138), в основном за счет тематики жилищных прав (+58%, увеличение со 177 до 279), защиты прав участников уголовного процесса (+47%, увеличение со 180 до 265), обеспечения и защиты прав участников СВО и членов их семей (+30%, увеличение с 791 до 1027). По ряду тематик наблюдалось уменьшение коллективных обращений, например в сфере миграции (-55%, уменьшение со 137 до 61), соблюдения прав в системе УИС (-60%, уменьшение со 173 до 70), свободы собраний, митингов, демонстраций (-94%, уменьшение с 17 до 1).

Значительный рост устных обращений (+69% к уровню 2021 года, +11,6% к уровню 2022 года) объясняется востребованностью организованной в 2022 году специальной круглосуточной горячей линии, на которую поступают звонки о помощи эвакуированным лицам, от родственников граждан, участвующих в выполнении задач специальной военной операции. Часть таких обращений требует дальнейшей проработки, поэтому регистрируется и переходит в категорию письменных.

В структуре обращений все больший удельный вес занимают так называемые "гуманитарные обращения" - граждане стали чаще обращаться с просьбами помочь в разрешении трудной жизненной ситуации - об оказании помощи участникам специальной военной операции и их семьям, гражданским лицам - гражданам Российской Федерации, незаконно удерживаемым на территории Украины или не имеющим возможности вернуться на Родину в связи с военными действиями, соотечественникам, ставшим жертвами русофобии, гражданам, эвакуированным из ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей, а также Украины и находящимся в пунктах временного размещения на территории Российской Федерации.

Такие обращения, не связанные с вопросами восстановления прав, намного шире мандата, определенного Федеральным конституционным законом "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации". Фактически сформировалось дополнительное направление правозащитной деятельности института государственной защиты прав человека, что увеличило объем и наполнило новым содержанием нашу работу. Граждане все чаще обращаются к Уполномоченному за помощью благодаря его доступности и узнаваемости, быстрому реагированию на свои просьбы.

Каналы поступления обращений

Для обращения к Уполномоченному граждане использовали различные каналы связи.

Самым востребованным каналом является Интернет-приемная (около 40% от всего объема обращений). В 2023 году через нее поступило на 43% обращений больше, чем в 2022 году (36 834 и 25 752 соответственно).

Немногим меньше, порядка 30% всех обращений, поступает посредством горячей линии, при этом расширение доступности граждан к институту Уполномоченного, доверие, удовлетворенность получаемой информацией выводят на повестку дня задачу организации новой формы работы с обращениями граждан - колл-центра по вопросам прав и свобод человека.

Остается актуальным канал почтовых сообщений, данным видом связи пользуются лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы, нередко граждане старшего возраста, хотя доля таких обращений из года в год уменьшается (37% в 2021 году, 28% в 2022 году, 23% в 2023 году).

Большое значение придаем личным приемам граждан, ежегодно наращивая усилия в этом направлении.

Приемы проводились в Доме прав человека, в том числе в режиме ВКС, осуществлялись выездные личные приемы в центры поддержки участников специальной военной операции и их семей, пункты временного размещения граждан (ПВР), центры временного содержания вынужденных переселенцев (ФКУ "ЦВР МВД России"), следственные изоляторы (СИЗО). В 28 регионах проведено 272 личных приема, из них 58 коллективных, в ходе которых принято и проконсультировано 6827 граждан, что подтверждает эффективность таких мероприятий. Всего осуществлено 3587 личных приемов, в том числе 103 коллективных, на которых принято 11 039 граждан.

Практика показывает востребованность "живого" общения, поскольку такой формат предусматривает оперативную выработку алгоритма решения проблем граждан. Иногда достаточно подробно, понятным языком объяснить, что определено законодательством, в какой орган власти следует обратиться за разрешением своего вопроса. В случае нарушения права или необходимости оказать помощь человеку такие встречи позволяют более точно оценить ситуацию и незамедлительно приступить к ее исправлению. При этом большинство личных приемов, особенно выездных, проводились нами совместно с представителями органов власти.

Личные приемы и встречи с гражданами повышают социальную ответственность должностных лиц и служат целям утверждения прав и свобод человека, гражданского мира и согласия. Полагаем важным государственным органам и должностным лицам ориентироваться на данные формы работы. Неслучайно прямые линии с Президентом Российской Федерации столь ожидаемы нашим обществом и так результативны.

Структура и динамика письменных обращений

Большая часть поступающих обращений относится к сферам социально-экономических и культурных прав, далее следуют обращения по вопросам процессуальных прав (из них защита прав участников уголовного процесса составляет более 80%) и соблюдения прав граждан в местах принудительного содержания.

В связи с проведением Российской Федерацией специальной военной операции, которая стала закономерным и понятным шагом, направленным на спасение от геноцида жителей Донбасса и Украины, защиту суверенитета нашего государства и русского мира, изменилось соотношение тематик обращений к Уполномоченному. Появился новый блок вопросов, касающийся содействия участникам СВО и членам их семей.

В структуре письменных обращений традиционно верхние строчки занимают жалобы, связанные с реализацией и защитой прав человека в уголовном процессе, в местах принудительного содержания, в сфере жилищных прав и права на социальное обеспечение.

Отмечается снижение по 13 тематикам обращений, больше всего в сфере миграции, защиты прав человека в местах принудительного содержания, прав человека в уголовном процессе, прав российских граждан, находящихся за рубежом, по вопросам соблюдения и защиты экономических прав. Снизилось количество обращений по содействию эвакуированным лицам (в таблице по видам прав они рассредоточены по разным темам), что стало результатом системной работы государства по обеспечению гарантий их прав.

Увеличилось количество обращений по 10 тематикам, наиболее заметно по вопросам права на социальное и пенсионное обеспечение, жилищных прав, по вопросам защиты семьи, материнства, отцовства и детства.

Коэффициент интенсивности обращений

Представленная на рисунке динамика коэффициента интенсивности обращений (количество обращений на 10 тыс. населения Российской Федерации) показывает, как из года в год изменяется частота обращений к Уполномоченному. При общем росте всех видов обращений (письменных и устных) коэффициент интенсивности письменных обращений с территории Российской Федерации уменьшается. Тенденция связана с увеличением количества обращений по телефонам горячей линии и по электронной почте.

Метод расчета, основанный на отношении количества обращений к численности населения соответствующей территории, был установлен и применяется Уполномоченным для сравнения объема обращений из федеральных округов и субъектов Российской Федерации, что позволяет наглядно оценивать положение с правами человека в том или ином регионе и в целом по России. Полагаем, опыт подобного рода оценки правозащитной ситуации при работе с обращениями граждан может быть применим и другими органами публичной власти.

Региональный срез письменных обращений

На карте представлено общее количество обращений, поступивших по всем видам прав. Для ее построения высчитываются коэффициенты интенсивности обращений из каждого субъекта Российской Федерации и затем распределяются по 7 интервалам в зависимости от величины полученного коэффициента. Регионы, попадающие в определенный интервал интенсивности обращений, имеют одинаковую насыщенность цветовой окраски на карте территориальной интенсивности обращений.

В разрезе федеральных округов выше среднего по стране зафиксированы показатели интенсивности в Южном федеральном округе и Центральном федеральном округе.

В сравнении с 2022 годом в 6 федеральных округах интенсивность обращений уменьшилась с -0,01 (Сибирский федеральный округ) до -0,82 (Центральный федеральный округ), в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах показатель интенсивности увеличился (+0,62 и +0,22 соответственно).

Выше среднего по стране коэффициент интенсивности обращений с его увеличением по сравнению с 2022 годом отмечен в республиках Мордовия 6,35 (+0,38), Алтай 4,55 (+1,49), Калининградской 6,89 (+4,77), Мурманской 4,21 (+0,71) областях.

Как видно из приведенного анализа, многие вопросы соблюдения и защиты прав граждан относятся к компетенции органов государственной власти федерального уровня (процессуальные права, соблюдение прав граждан в местах принудительного содержания), вместе с тем большинство вопросов качества жизни решается на региональном уровне - здравоохранение, образование, экология, социальное и пенсионное обеспечение, трудовые, жилищные права граждан. В параграфах настоящего Доклада представлены системные проблемы, характерные для всех регионов России, и даны рекомендации по их решению, которые касаются всех вопросов совершенствования федерального законодательства, так и расширения мер поддержки граждан на уровне субъектов Российской Федерации.

Анализ динамики обращений к Уполномоченному свидетельствует об имеющихся проблемах в сфере обеспечения жильем, развития здравоохранения, сохранения благоприятной окружающей среды. Государством по данным и другим вопросам принимается комплекс мер, направленных на улучшение качества жизни российских граждан, вместе с тем усилия в данном направлении важно наращивать, привлекая к решению общегосударственной задачи бизнес и общественные организации.

Одним из главных запросов общества и приоритетов сегодняшнего дня является оказание содействия в лечении и реабилитации, получении выплат, льгот, иной помощи участникам СВО и членам их семей, обустройство новых территорий и создание для их жителей условий, соответствующих уровню граждан Российской Федерации. Необходимо продолжать усиление гарантий прав данных категорий граждан, в качестве первоочередной задачи поставить под жесткий контроль соблюдение уже установленных льгот и пособий.

В области применения государственного принуждения особое значение имеют меры превентивного характера. В этой связи на первый план выходят вопросы правового воспитания и просвещения молодежи.

1.3. Основные результаты рассмотрения обращений граждан

При работе с обращениями граждан применялся весь инструментарий, предоставленный Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" и Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

Наиболее часто нами использовались такие инструменты, как направление обращений граждан в другие государственные органы по компетенции или для проведения проверки и дача письменных разъяснений по вопросу, с которым к нам обратился заявитель.

При этом, руководствуясь интересами граждан, мы стали меньше перенаправлять их обращения по компетенции в другие государственные органы, а принимали их к рассмотрению и просили государственные органы провести по ним проверки, о чем сообщить в наш адрес. Такая практика повышает ответственность государственных органов за своевременность и качество рассмотрения обращений граждан и не вынуждает их повторно обращаться в наш адрес ввиду неудовлетворенности полученными ответами.

Чаще всего с просьбами о проведении проверок и предоставлении соответствующих материалов мы обращались в органы прокуратуры, контрольно-надзорные органы и в вышестоящие органы дознания и предварительного следствия.

Так, в органы прокуратуры было направлено 10 092 обращения, в результате рассмотрения которых приняты меры прокурорского реагирования и восстановлены права заявителей по 916.

Впервые проведена государственная экспертиза по уголовному делу. По результатам рассмотрения жалоб лиц, страдающих психическими расстройствами, подготовлен тематический доклад.

Характеристика обращений, по результатам рассмотрения которых права граждан защищены

По итогам рассмотрения большинства жалоб изложенные в них доводы не подтверждались. Государственные органы действовали в рамках предоставленной компетенции и в соответствии с установленными процедурами, права граждан не нарушались. В свою очередь, часть претензий к государственным органам были обоснованными.

Положительное разрешение получили 6873 жалобы граждан, поступивших в наш адрес, в том числе 146 коллективных и 91 - в отношении неопределенного круга лиц. В общей сложности содействие в реализации прав оказано 87 527 гражданам, в том числе адресная помощь - 16 729 гражданам.

Увеличилось количество положительно разрешенных обращений по самой актуальной повестке - помощь участникам СВО и членам их семей. В 2023 году в Аппарате было создано специальное структурное подразделение для работы с такими обращениями, что дало свои положительные результаты. Выросли показатели работы Уполномоченного по защите трудовых прав и права граждан на благоприятную окружающую среду, что, в свою очередь, говорит о необходимости правоприменителей и надзорных органов обратить особое внимание на имеющиеся проблемы в данных областях.

Снижение результативности по вопросам защиты социальных, семейных прав граждан, права на образование, защиту прав граждан, находящихся за рубежом, объясняется ослаблением актуальности проблем эвакуированных граждан, а также наших соотечественников, оказавшихся за пределами страны. В связи с принятыми государством многочисленными мерами поддержки поступало меньше просьб от эвакуированных граждан о выдаче единовременных пособий и другой помощи семьям, в устройстве детей в школы и перевод на обучение в российские вузы.

Динамика положительно разрешенных обращений (восстановленных прав) является определенным барометром ситуации с правами человека, показывает государственным органам, где они не дорабатывают, какие права граждан более всего нарушаются.

Обращения участников СВО и членов их семей чаще всего удовлетворялись по вопросам социальных выплат и оказания медицинской помощи. Командованием воинских частей допускались также отступления от установленного порядка расторжения контрактов, перевода и предоставления отпуска военнослужащим.

В области социального обеспечения значительная часть подтвержденных нарушений касалась оформления и осуществления пенсионных выплат. Недостатки выявлялись при досрочном назначении пенсии, при установлении трудового стажа для определения размера начисляемых пенсий. Результаты рассмотрения обращений свидетельствуют о сохранении здесь целого ряда острых проблем, в том числе связанных с назначением пенсий жителям новых субъектов Российской Федерации.

В ходе работы по обращениям о нарушениях прав в сфере миграции более половины положительно разрешенных составили жалобы по вопросам приобретения гражданства. В том числе оказано содействие в оформлении документов, подтверждении наличия гражданства Российской Федерации, выдаче паспорта гражданина Российской Федерации, предоставлении гражданства детям заявителей. Полагаем, что комплексное обновление законодательства о гражданстве Российской Федерации, которое было осуществлено в 2023 году, позволит минимизировать системные проблемы в данной сфере, которые все еще имеют место.

В области охраны здоровья больше всего нарушений прав было подтверждено по вопросам доступности и качества медицинской помощи, лекарственного обеспечения. Общее число подтвержденных нарушений в этом секторе в сравнении с прошлым годом снизилось, что может свидетельствовать о результативности масштабной работы Правительства Российской Федерации по укреплению гарантий в области охраны здоровья по всей России, включая новые субъекты Российской Федерации. Представляется, с учетом сохранения системных проблем в данной сфере, эта работа должна быть продолжена.

В сфере защиты семейных прав адресная помощь оказана по вопросам исполнения алиментных обязательств, выплат пособий по беременности и при рождении ребенка, опеки и попечительства, использования материнского капитала, защиты прав и законных интересов детей. Число выявленных нарушений в сравнении с предыдущим годом снизилось. Но, учитывая особую роль крепкой семьи как традиционной ценности российского общества, необходимы превентивные меры для дальнейшего снижения нарушений в данном секторе. Полагаем, что позитивную роль здесь сыграет реализация Указа Президента Российской Федерации по поддержке многодетных семей.

В области образования гражданам оказана помощь по вопросам зачисления ребенка в школу, строительства новых школ и детских садов, поступления в колледжи и вузы, обеспечения доступности образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья, разрешения конфликтных ситуаций между учащимися и администрациями образовательных организаций. Снижение числа подтвержденных нарушений может свидетельствовать об улучшении ситуации в этой сфере, однако системные проблемы, связанные с доступностью образования, безопасностью учащихся школ, кадровым обеспечением образовательных организаций, по-прежнему актуальны.

В сфере защиты жилищных прав чаще всего устранялись нарушения по вопросам предоставления жилых помещений льготным категориям граждан, оплаты за жилье и коммунальные услуги, расселения аварийного жилья, содержания и эксплуатации жилищного фонда, предоставления жилых помещений по договору социального найма. Большинство недостатков были связаны с несоблюдением жилищного законодательства, однако имели место и системные проблемы, обусловленные недостаточным финансированием мероприятий по обеспечению жильем, нехваткой жилого фонда для исполнения государством своих обязательств, пробелами законодательства.

Почти вдвое увеличилось количество выявленных по жалобам граждан нарушений трудовых прав. Они касались практически всех тематик в данном секторе - невыплаты заработной платы, увольнения, трудоустройства, охраны и условий труда. Такое положение дел свидетельствует о необходимости наращивать усилия по решению системных проблем в этой сфере.

В сфере уголовного процесса, как свидетельствуют удовлетворенные жалобы, со стороны органов дознания и предварительного следствия распространены нарушения в ходе доследственных проверок, при принятии решений о приостановлении предварительного следствия и прекращении уголовных дел. Подобная статистика наблюдалась и в предыдущие годы, что свидетельствует о системности имеющихся здесь проблем.

При рассмотрении обращений из мест принудительного содержания в большинстве случаев подтверждались нарушения, связанные с переводом осужденных для отбывания наказания ближе к месту жительства родственников, с обеспечением условий в соответствующих учреждениях, оказанием медицинской помощи. Права заявителей были восстановлены, однако частый характер таких нарушений, который прослеживается в практике Уполномоченного не первый год, позволяет поставить вопрос о необходимости дальнейшего совершенствования законодательства и правоприменения в этой сфере.

Нарушения при производстве по делам об административных правонарушениях чаще всего подтверждались при рассмотрении жалоб на исполнение судебных решений, постановлений о привлечении к административному наказанию. Указанные нарушения в основном носили правоприменительный характер и были обусловлены недостатками в работе ответственных должностных лиц, однако проявлялись и системные проблемы, связанные с необеспечением состязательности при производстве по делам об административных правонарушениях, исчислением сроков обжалования постановления по делам об административных правонарушениях, отсутствием порядка обжалования постановлений об избрании меры обеспечения по указанной категории дел.

В области защиты прав участников гражданского процесса по результатам проверок, проведенных по нашей инициативе органами прокуратуры и службой судебных приставов, адресная помощь оказана по вопросам удержаний по исполнительным документам, содействия в отмене незаконных постановлений судебных приставов-исполнителей, устранения ошибочной идентификации граждан как должников по исполнительным производствам.

При реализации гражданами права на обращение в органы публичной власти выявленные нарушения в основном выражались в бездействии компетентных органов при поступлении в их адрес обращений, в формализме ответов, несоблюдении процедуры их рассмотрения, препятствиях в записи на личный прием. Наряду с недостатками в работе должностных лиц к нарушениям прав приводили и системные проблемы, связанные с недостаточным регулированием подачи обращений в электронной форме, отсутствием в законодательстве детальных норм о порядке информирования о личных приемах.

Жалобы по вопросам защиты права собственности на землю, по итогам рассмотрения которых удалось восстановить права заявителей, касались частных правовых земельных споров, предоставления земельных участков, их изъятия. Выявленные нарушения были преимущественно связаны с недостатками в деятельности ответственных должностных лиц.

В области защиты права граждан на благоприятную окружающую среду количество подтвержденных нарушений в сравнении с прошлым годом возросло почти в 3 раза. Выявлялись факты несоблюдения требований санитарно-эпидемиологического, природоохранного, градостроительного законодательства со стороны должностных лиц органов публичной власти и хозяйствующих субъектов, нарушения законодательства об обращении с твердыми бытовыми отходами. Выявленные недостатки сопряжены с сохранением целого ряда системных проблем.

Российские граждане за рубежом получили содействие в возвращении на Родину, воссоединении семей, оказании помощи по уголовным делам, а также в рамках гражданских и административных процессов, проходящих на территории иностранных государств, проверке условий отбывания уголовного наказания. Сквозной причиной нарушений в этой сфере остается русофобия, для противодействия которой необходимо не только реагирование на конкретные сигналы о нарушениях, но также продвижение прав и законных интересов российских соотечественников на международных площадках.

Причины и условия нарушения прав граждан должностными лицами государственного аппарата

По результатам анализа удовлетворенных жалоб можно сделать вывод о ряде общих недостатков в работе государственных органов, которые приводят к нарушению прав граждан. Во многих случаях причиной тому является недостаточный уровень профессиональной грамотности работников, в чью компетенцию входит первичное рассмотрение обращений и документов заявителей. Не изжиты случаи, когда законность подменяется практической целесообразностью. Нередко причиной задержки в принятии решений даже по самым ординарным вопросам становится излишняя бюрократизация в работе государственных органов. Существуют пробелы и противоречия в правовом регулировании компетенции государственных органов, препятствующие реализации гарантированных Конституцией Российской Федерации прав граждан. Можно говорить и о том, что порой отсутствует должная ответственность должностных лиц за несвоевременное и некачественное рассмотрение поступивших жалоб и заявлений граждан. К сожалению, не хватает порой милосердия, справедливости, желания помочь.

По итогам рассмотрения жалоб признаны полностью или частично незаконными и отменены 657 решений или действий государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих.

Задачи по повышению эффективности правозащитной работы

В целях обеспечения прав граждан и повышения результативности работы с обращениями намерены внести определенные коррективы в практику своей правозащитной работы.

Первое - это повысить свой вклад в устранение причин, порождающих жалобы. Будет расширена практика подготовки и направления предложений и заключений в государственные органы по результатам рассмотрения обращений граждан, активнее задействован инструментарий подачи административных исков, предложений по совершенствованию законодательства, подготовки тематических докладов.

Следующее магистральное направление связано с дальнейшим укреплением взаимодействия с государственными органами и институтами гражданского общества, занимающимися вопросами защиты прав граждан. Совместные личные приемы граждан, проверки по жалобам и в рамках мониторинга правозащитной ситуации, обсуждения актуальных проблем в сфере прав человека и выработка совместных решений включены в план работы на следующий год.

Важное значение имеет распространение положительного опыта, и в этой связи будет продолжено укрепление института уполномоченных по правам человека, особенно на новых территориях России, намечены новые пути коммуникации с зарубежными омбудсменами и международными организациями.

В целях повышения эффективности рассмотрения обращений граждан определены пути по совершенствованию внутриаппаратной работы, которое мы связываем с дальнейшей цифровизацией нашей деятельности, с повышением ответственности сотрудников и развитием структуры Аппарата.

Полный текст Доклада с графическими материалами и сведениями об источниках доступен на официальном сайте Уполномоченного ombudsmanrf.org, а также на rg.ru.

Нажмите на изображение или на ссылку, чтобы открыть полный текст доклада

Поделиться