издается с 1879Купить журнал

На них лица нет

Снос исторической застройки русских городов делает их безликими и лишает истории

23 апреля 2022

Москвичам не удалось отстоять старинные дома на Саввинской набережной, о которых несколько раз писала "Родина". Градозащитники пытались сохранить здания, которые официально не являлись памятниками архитектуры, но по факту были ими и определяли облик московского района Хамовники.

Артем Локалов

Застройка старой Москвы стремительно уничтожается в угоду торговым центрам и дорогостоящему жилью. Да, принято решение сохранить так называемый Дом Анны Монс, но это исключение из правил. Зданию, связанному с Петром Великим, повезло - градозащитникам удалось рассказть о нем в верхах накануне 350-летия со дня рождения императора. И теперь дом отреставрируют и откроют в нем музей.

Однакоо новое законодательство дает больше возможностей застройщикам уничтожать наше архитектурное наследие. Так, в марте в Москве расправились со зданием на Саввинской набережной, 17 - это был примечательный образец фабричной архитектуры конца XIX - начала ХХ века, важный элемент исторического облика района Хамовники. Здание на планах участка присутствовало с 1867 года. Теперь его нет.

А на этой неделе на границе расчищенного участка были вырублены и старые деревья, скреплявшие холм, на котором находится комплекс зданий Ремесленно-технического училища XIX века. Эти здания, как и территория, примыкающая, к ним, находится под государственной охраной. Градозащитники и местные жители опасаются, что стройка и вырубка деревьев негативно скажутся на этих строениях.

Дом 27 по Саввинской набережной - он был известен как Дом с портретом Гессе - тоже больше не существует. Здание было известно с XIX века и изначально относилось к ситценабивной фабрике Гюбнера. В нем было жилье для рабочих. В 1930-х к общежитию пристроили клуб, в котором работал композитор и основатель ВИА "Веселые ребята" Павел Слободкин, оркестр джазовой музыки имени Олега Лундстрема, а в театральном кружке при клубе начиналась артистическая карьера Ирины Муравьвой, сыгравшей затем в одном из главных фильмов о столице - "Москва слезам не верит".

Уже в XXI веке известный португальский художник Александр Фарто изобразил на фасаде здания портрет немецкого писателя, лауреата Нобелевской премии Германа Гессе. Причем потрет был выполнен в традиционной для Фарто технике, который не рисует, а выдалбливает изображение молотком и долотом.

Все это мало интересовало застройщиков - от здания ничего не осталось. Во время демонтажа обнаружились два подземных этажа, относящихся, очевидно, к XIX веку. На какое-то время, как отмечают очевидцы, работы были остановлены, а затем продолжились.

...К сожалению, русские города продолжают терять свой облик, а с ним и историю. Этому способствуют и нововведения, такие как отмена государственной историко-культурной экспертизы при получении разрешения на строительство и проведение работ по сохранению объекта культурного наследия. Градозащитники написали письмо премьер-министру Михаилу Мишустину, в котором просят изменить законодательство, которое угрожает памятникам архитектуры.

Если изменений не последует, нашу страну ждут катастрофические архитектурные утраты. Собственно, это уже происходит.

- Все это приведет к утратам значительного количества памятников, замене их новоделами, утрате художественных особенностей, благодаря которым памятники и становятся объектами культурного наследия, - отмечал в интервью "Родине" Константин Михайлов, член Совета при Президенте России по развитию гражданского общества и правам человека.

Он ранее обозначил существующую проблему на заседании Совета и Президент сказал об опасности, которая может возникнуть из-за отмены историко-культурной экспертизы.

Пока продолжается активное разрушение зданий, не обладающих охранным статусом, но которые вполне могли бы стать памятниками архитектуры официально. Так, например, в Петербурге ради высотного жилого здания снесли Манеж Финляндского полка на Васильевском острове XIX века постройки. Все из-за того, что по документам Манеж проходил как здание 1930-х - тогда его приспособили под хлебозавод, на котором выпекали и блокадный хлеб. Сносятся павильоны выставочного комплекса Ленэкспо, на месте которого собираются строить очередной жилой комплекс...

Москва лишилась важных строений в Немецкой слободе, здания бывшего музея Автозавода имени ленинского комсомола в виде летающей тарелки, масштабная стройка угрожает Музею-усадьбе Льва Толстого в Хамовниках.

Что останется в итоге?