Самара. Нет управы на лихачей

Что же произошло с нашими водителями? Такое ощущение, что с первого июля нынешнего года Правила дорожного движения отменены.
Да, именно с первого июля действует новый Административный кодекс, который, собственно, и регулирует отношения водителей со стражами дорог. Кодекс, скажем прямо, соответствует всем мировым стандартам и защищает права водителей, а не только гаишников. Если разработчики хотели понравиться моторизованным россиянам, им это удалось. Хотя есть у либерального кодекса и противники. Тысячи из них, увы, не могут высказать своего мнения – они погибли под колесами автомобилей, ведомых потерявшими страх лихачами.
У заместителя председателя Самарской областной организации Всероссийского общества автомобилистов Юрия Черкасова в ДТП погиб друг. Погиб из-за того, что какой-то лихач вылетел на встречную полосу и лоб в лоб врезался в его машину. Поэтому отношение Юрия Михайловича к ужесточению штрафных санкций положительное: «Я сам человек очень законопослушный. И если правительство решит усилить наказание за такие страшные преступления, как езда в пьяном виде или выезд на встречную полосу, то я буду рад». Однако к другим нарушениям правил Юрий Черкасов относится не столь сурово: «Кто, например, не превышал установленный скоростной режим на 5 – 10 километров? Думаю, таких водителей просто нет».
Немного цифр, свидетельствующих об обстановке, сложившейся на российских автотрассах. Только в прошлом году на наших дорогах погибло 33 тысячи человек – две афганские войны. Если же считать жертвы последних 10 лет, то цифра получится и вовсе катастрофическая – 315 тысяч наших соотечественников отдали свои жизни за право пренебрегать правилами дорожного движения. Если же учесть раненых, то их за те же десять лет набралось два миллиона, каждый седьмой из которых стал инвалидом.
 Однако в настоящее время ГИБДД существенно на ситуацию повлиять не может. По словам старшего инспектора по административной практике ГИБДД Самарской области Ларисы Куренной, она еще в июле предупреждала: штрафы люди платить не будут. Тогда, услышав ее слова, все улыбались. А зря. Предсказание сбылось полностью. За 2003 год самарскими инспекторами начислено штрафов на 54 млн. 780 тысяч рублей, а уплачено на сегодняшний день 32 млн. 680 тысяч. Больше всего неплательщиков в Самаре.
 Самое интересное, что сотрудникам ГИБДД в общем-то и волноваться нечего. Штраф выписали, оформили. И все. Дальнейшее, согласно нашему административному законодательству, к их компетенции не относится. Это уже государственные деньги, и именно государство должно заботиться об оплате этих штрафов.
 Правительство РФ в следующем году предлагает повысить штрафы за некоторые нарушения правил дорожного движения в шесть раз. Планируется, что Госдума в обновленном составе рассмотрит эти предложения уже на весенней сессии. Увеличить штраф собираются, например, за выезд на встречную полосу, вождение в нетрезвом состоянии, превышение скорости, за нарушение правил парковки, несоблюдение сигналов светофоров. То есть за те нарушения, которые чаще всего приводят к ДТП.
Мы попросили прокомментировать происходящее заместителя начальника ГИБДД Самарской области Виктора Митника. Виктор Маркович не согласен с тем, что повышение штрафов решит проблему: «Цель не в сумме штрафов, а в их действенности. Закон работает эффективно только тогда, когда есть эффективные меры по его применению. Если же эти меры не действенны, то человек продолжит нарушать правила, и никто его не остановит».
 Получился некий вакуум: ГИБДД выписывает квитанции, нарушитель не платит, государство не получает. В результате разница между выписанными и уплаченными штрафами достигает десятков миллионов только по одной области.
 Если стране нужны «штрафные» деньги, а главное – безопасность и порядок на дорогах, то необходимы эффективные рычаги воздействия на нарушителей. По идее эту функцию должны исполнять судебные приставы, которых, к примеру в Самаре, где неплательщиков больше всего, около полутора сотен. И работы им хватает без отлова лихачей-штрафников. Так что эффективного средства заставить водителя оплатить долг пока нет. Пока. Будем надеяться, что весенняя сессия Госдумы устранит это досадное недоразумение, и тогда все деньги, которые задолжали недисциплинированные водители государству, будут взысканы в полном объеме.