03.03.2004 02:00
    Поделиться

    Школьники за рулем

    В Казани открылась специализированная детско-юношеская автошкола, девятая по счету в городе.

    Ни на пожарах, ни в зонах вооруженных конфликтов не гибнет столько людей, сколько на дорогах нашей страны. И каждое восьмое происшествие - с участием детей.

    По мнению председателя татарстанского отделения Всероссийского общества автолюбителей Юрия Кулагина, решение проблемы неграмотности и невоспитанности пешеходов и водителей стоит начинать, когда участники дорожного движения находятся еще в нежном возрасте - то есть со школы, а то и раньше. И в Татарстане, надо сказать, к этому относятся достаточно серьезно. В частности, на базе средних общеобразовательных заведений стали открываться детско-юношеские автошколы. Только в Казани за два последних года их появилось уже девять.

    За два-три месяца подготовительных курсов до получения водительских прав, по мнению организаторов детско-юношеских автошкол, можно заставить будущих водителей выучить правила дорожного движения, но воспитать их так скоро невозможно. А многолетняя программа, которая вводится как дополнительная в некоторые средние школы, включает в себя работу с учащимися разных возрастов по всем направлениям дорожных законов. Так что, если в будущем выпускник не станет автомобилистом, то хотя бы добросовестным пешеходом.

    - Всего в городах и районных центрах республики открыто семнадцать филиалов детских автошкол, - рассказал Ю. Кулагин. - На сегодня количество курсантов-одиннадцатиклассников, заканчивающих обучение в автошколах, достигает почти пяти тысяч. Кроме старшеклассников, изучением автодела занимаются и младшие. Теорию они постигают в игровой форме, на практике осваивают велосипед и карт. Школьники среднего возраста тоже имеют специальную программу по нашему предмету, а на практических занятиях им уже доверяют водить микролитражные автомобили.

    Как объяснили специалисты новой автошколы, до момента получения заветного права на вождение автомобиля курсанты, успешно сдавшие экзамены, все равно будут ждать еще год, пока не достигнут совершеннолетия.

    Сборкой автомобилей, как это было когда-то в советские времена, ребята в автошколе не занимаются. Но программа их теоретического обучения, кроме правил дорожного движения, основ безопасности, медицинской и юридической подготовки, включает и устройство машины. Для этого вполне подходят разрезные агрегаты и макеты.

    Впрочем, как сообщил председатель отделения общества автолюбителей, специализированные программы занятий со школьниками всех возрастов внедряются пока лишь в нескольких средних общеобразовательных заведениях республики в порядке эксперимента. Дело это достаточно новое, объясняет Ю. Кулагин. И если в одних школах занятия по автоделу проходят в неурочное время как дополнительные, то в других они вводятся уже в учебные планы. Например, в казанской средней школе 40, где только что открылся автокласс, с нового учебного года этот предмет начнут изучать сперва старшеклассники.

    Осваивать автомобиль без настоящей, "живой" машины, понятное дело, невозможно. Сегодня парк республиканской автошколы насчитывает двенадцать единиц. И, по заверению главного специалиста по учебной работе Андрея Зобова, это отнюдь не старые развалюхи, отданные детям для окончательного растерзания. Тренировочными агрегатами для них становятся новенькие "окушки" и "девятки". Откуда на них деньги? Ну, это уж, так сказать, секрет фирмы. Как говорят педагоги-автомобилисты, среди спонсоров немало людей с понятием.

    Кроме того, детско-юношеские автошколы республики занимаются и подготовкой спортивных резервов. Так, впервые поучаствовав в декабре в российских соревнованиях по юношескому автомногоборью, сборная Татарстана сразу заняла призовое третье место. "А в отдельных номинациях, - отметил А.Зобов, - таких, как правила дорожного движения и слалом, наши курсанты стали даже первыми".

    Есть еще одно направление, которое татарстанская организация автолюбителей собирается развить в ближайшем будущем.

    - Пока мы обучаем только школьников, - сказал А. Зобов. - Но республиканская ДЮАШ планирует начать работу и с воспитанниками детских садов. Наиболее способных из них и тех, кто проявит интерес к технике, можно было бы приобщать к картингу.

    Ну, а как относятся к такому смелому предложению родители малышей? Это мы выяснили прямо на улице, задав этот вопрос первой же встреченной маме.

    - Мой Мишенька, думаю, будет в восторге, он просто помешан на машинках, - сказала Юлия Субботина, "выгуливающая" четырехлетнего сынишку. - Я сама недавно получила права, и хотя не сажусь за руль, но на улице стала внимательнее.

    Не исключено, что наряду с конкурсом "Автоледи" в республике появятся и соревнования "Автодети".

    Поделиться