К сожалению, иногда желание "улучшить" законы может привести к прямо противоположным результатам. Закон о гарантиях вкладчикам был совсем недавно принят. Этот закон, который с таким нетерпением ожидало все банковское сообщество, был призван гарантировать вкладчикам частных банков возврат части их вкладов и сохранял государственные гарантии за Сбербанком до 2007 года. Согласно этому Закону в случае отзыва у банка лицензии в 17-дневный срок гарантируется выплата 100-процентных компенсаций всем держателям вкладов в сумме до 100 тысяч рублей. В настоящее время Банк России готовится осуществить проверку всех банков, претендующих на работу с денежными средствами населения. Этот процесс начнется в апреле, а закончится в лучшем случае через год-полтора.
Между тем в парламенте уже обсуждаются новые поправки в Закон о страховании вкладов. Их суть в том, чтобы отменить государственные гарантии для вкладчиков Сбербанка. Если раньше гарантии по вкладам для клиентов Сбербанка распространялись на любую сумму, которая была оформлена на вклад до 2007 года, то теперь предполагается, что этим правом смогут воспользоваться только вкладчики, положившие деньги в этот банк до 28 декабря 2003 года.
Для Сбербанка эти изменения не очень важны. Контрольным пакетом его акций владеет государство в лице Банка России, золотовалютные резервы которого составляют более 80 миллиардов долларов, что больше, чем в любой из европейских стран. Банкротство Сбербанка в этих условиях просто невозможно. Кроме того, уровень "устойчивости" Сбербанка на порядок выше, чем у любого другого банка в России. Может быть, по этой причине в самом Сбербанке предлагаемые новые поправки в Закон о страховании вкладов встретили вполне спокойно. Но вкладчики банка, среди которых много пенсионеров и ветеранов Великой Отечественной войны, могут не разбираться во всех тонкостях этих лоббистских игр против Сбербанка, и для них заявление о возможной скорой отмене государственных гарантий может стать неприятным сюрпризом.
Депутаты, совсем недавно выбранные своими избирателями, среди которых, между прочим, подавляющее большинство - вкладчики Сбербанка, в скором времени должны будут рассмотреть эти поправки в действующий закон. Уже сейчас можно часто услышать заявления о том, что поправки позволят уравнять условия для банковского сообщества и ликвидируют "монополизм" Сбербанка. Но при этом никто не вспоминает, что его "монополизм" во многом обусловлен тем, что Сбербанк единственный из всех российских банков работает во всех регионах страны, обеспечивая население финансовыми услугами, выплачивая пенсии. Большинство коммерческих банков, поддерживающих эти поправки, предпочитают работать только в крупных городах, с богатой, но довольно ограниченной клиентурой.
Будут ли работать эти поправки на пользу обществу, интересы которого, между прочим, и призваны защищать депутаты? Скорее всего они позволят развернуть рекламную или, еще того хуже, пиаровскую кампанию против Сбербанка, пытаясь перетянуть к себе часть его клиентов. Как показывает практика, частные вкладчики, дезориентированные высказываниями различных политиков, могут забрать деньги из одного банка. Однако придут ли они в другой банк - большой вопрос. Национальное хозяйство при этом рискует лишиться довольно масштабных денег, вложенных Сбербанком в реальный сектор экономики и, что самое главное, инвестиционный климат в нашей стране точно не станет лучше.
Надежды более чем десятилетней давности на широкомасштабный приток иностранного капитала в Россию пока еще остаются надеждами. Но они могут остаться надеждами и навсегда. Очевидно, что основным источником инвестиций всегда будут деньги россиян. Но доверят ли они деньги банкам, чтобы те в свою очередь кредитовали промышленность, во многом зависит от спокойствия и стабильности в финансовой сфере. Ведь деньги любят предсказуемость и стабильность инвестиционного климата.