20.07.2004 03:00
Поделиться

Инвентаризация госпредприятий

По данным учета, которыми на сегодняшний день располагает правительство, количество этих учреждений колеблется от 7 до 52 тысяч. Большинство из них практически не имеют контроля со стороны государства. Менеджмент ФГУпов и ГУПов занимается бизнесом, используя при этом государственное имущество, получая средства из федерального бюджета, имея при этом различные льготы и не выполняя каких-либо общественно значимых для государства функций. По мнению Д.Козака (автора административной реформы. - Прим. авт.), в руках государства должны остаться только те предприятия и учреждения, которые обеспечивают выполнение государственных функций. Инвентаризация ФГУ и ГУП должна завершиться к осени.

Отметим, что Госдума, в свою очередь, также озаботилась этой проблемой. В частности, принят в первом чтении проект закона "О внесении изменений и дополнений в ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", который должен уточнить как порядок регистрации государственных и муниципальных предприятий, так и пересмотреть их уставы. В законе уточняется ряд полномочий собственника ГУПов, то есть государства, в том числе в отношении принятия решений собственника в деятельности конкретных организаций, а также прописываются новые требования, которые государство будет предъявлять к руководителю унитарного предприятия.

В принципе, считают в правительстве, те государственные предприятия, которые занимаются коммерческой деятельностью, должны быть сняты с госдовольствия. Это означает, что в ходе проверок чиновники должны принять решение, будет ли каждое конкретное государственное предприятие получать помощь из казны или оно будет акционировано и начнет жить по законам бизнеса с главным акционером в лице государства. По мнению Козака, в качестве действительно государственных предприятий должно остаться не так много учреждений для того, "чтобы ими можно было эффективно управлять и контролировать".

Предполагается также пересчитать все казенные предприятия, оставив в ГУПах только организации федерального значения, а все остальное передать на баланс регионов. Правда, с казенными предприятиями дело обстоит несколько сложнее, чем с ГУПами, так как закон не разрешает их банкротить, даже если руководство успело разбазарить все имущество. А это значит, что такое предприятие не может платить ни налоги в казну, ни заработную плату сотрудникам. Вполне вероятно, что эти предприятия отдадут в частные руки под реформу жилищно-коммунального хозяйства. Пока с этим вопросом власти до конца так и не определились. А на опасения, которые высказали депутаты в вопросе о казенных предприятиях, им ответили: дескать, их в природе существует немного, да и поправки в закон предусматривают их преобразование без включения процедуры банкротства.

Между тем реформа коснется и региональных, и муниципальных предприятий. В принципе она уже вышла за границы федерального центра. Но, как показывает практика, на местах дело с преобразованием таких организаций обстоит хуже, чем в центре. В частности, в Москве недавняя ревизия собственности показала, что план приватизации ГУПов идет недостаточно эффективно. Так, из 1302 городских ГУПов, в план внесено всего 493. Причем большая их часть должна была быть продана еще в прошлом году. Правда, в 2005 году картина изменится, так как Москва планирует получить от продажи неэффективной городской собственности свыше полутора миллиардов рублей. Но пока руководители московских ГУПов изыскивают любые возможности, чтобы остаться под "защитой" городских властей. Санк-Петербург пошел по другому пути: там предложено выставлять ненужную городу собственность на аукционы. Но, добавим, местным и региональным властям придется поторопиться с реформированием своих учреждений: от того, сколько получат из бюджета при продаже лишнего баланса, зависит наполнение региональных и местных бюджетов. А денежный вопрос сегодня остр как никогда, так как в ходе реформы межбюджетных отношений регионам придется искать дополнительные источники доходов для того, чтобы выполнить свои обязательства перед гражданами.