Венедиктов уходит из эфира

- Алексей, вы позиционируете "Эхо Москвы" как радиостанцию личностей, журналистов, имеющих свою позицию, в которую руководство старается не вмешиваться. С одной стороны, вы сами - журналист и ведущий, с другой, вы топ-менеджер, управляющий журналистской "вольницей". Как удается преодолевать это противоречие?

- Это противоречие я решил очень просто. В новом сезоне я практически ухожу из эфира, буду появляться только на заменах людей, уходящих в отпуск, либо когда нужно "обкатать" новый проект. Еще одно исключение - когда приходят гости, общение с которыми требует моей квалификации интервьюера. Своей передачи у меня не будет.

- Надеюсь, это не единственная "новинка" сезона?

- Конечно, нет. В новом сезоне мы привлекаем довольно много известных телевизионных и пишущих журналистов со стороны. Я замыкаю их напрямую на наших слушателей, то есть они "садятся на горячую линию" и в течение 45 минут отвечают на вопросы. Передача называется "Персонально ваш". Каждый день - новый человек: по будням - Ирина Петровская, Алексей Пушков, Сергей Доренко, Евгений Киселев, Сергей Пархоменко; по выходным - Юлия Латынина и Евгения Альбац. Они высказывают свою точку зрения, анализируют наиболее важные события. Это зона их личной ответственности.

- Но все эти журналисты и так присутствовали на радиостанции в предыдущем сезоне...

Я практически ухожу из эфира...

- Мы опробировали эту передачу, и в новом сезоне она утвердилась в сетке. Повторюсь, наши "приглашенные звезды" общаются напрямую именно со слушателями, а не с журналистами "Эха Москвы". Наши журналисты - только проводники, посредники. Для контакта со слушателями мы используем все современные средства связи, не только телефон и пейджер, но и интернет и SMS. Слушатель, находящийся в любой точке мира, может получить ответ на свой вопрос. Это другой уровень "интерактива". Все приглашенные журналисты - люди "с именами". У них совершенно разные политические взгляды, но это не имеет никакого отношения к тем воззрениям, которых придерживаются журналисты "Эха". У "Эха Москвы" как у юридического лица вообще не может быть политических предпочтений. Это моя принципиальная позиция. Более того, я буду вести переговоры и с новыми людьми, чтобы расширить палитру мнений на "Эхе".

- Не следует ли из этого, что таким образом вы намерены усилить дискуссионную часть эфира "Эха Москвы"? Это стратегия нового сезона?

- Моя "менеджерская" задача - создать продукт, интересный нашим радиослушателям. А степень этого интереса мы выясняем путем мониторинга, социологических опросов и маркетинговых исследований. Кроме того, мы провели голосование среди наших слушателей по вопросу, какую зону эфира расширять - новостную или дискуссионную. Из 5000 голосовавших 87 процентов высказались в пользу аналитики и дискуссий. Оно и понятно - на телевидении этот жанр сохранился, если я правильно понимаю новую сетку, пожалуй, только на Первом канале у Светланы Сорокиной и Владимира Познера. Мы занимаем пустующую нишу. Мы даже программу "Ищем выход" переносим на более рейтинговое время.

- А что в первую очередь интересует ваших слушателей? Мы, конечно, народ политизированный, но не из одной же политики состоит наша жизнь.

- Это не обязательно политические дискуссии. Люди хотят принимать активное участие в жизни, хотят видеть столкновение мнений и сами участвовать в этом столкновении. А мы только организуем пространство для этого. Например, в новом сезоне особое внимание мы будем уделять законам уже принятым и тем, которые пока находятся в работе. Наши слушатели хотят знать мнение экспертов, и мы будем приглашать и юристов, и депутатов от оппозиции, и представителей правительственной партии.

Людей интересует то, что оказывает активное влияние на их жизнь, а новые законы, как показывает практика, меняют ее весьма значительно.

Кроме того, мы усиливаем аналитическую часть сотрудничеством с мировым рейтинговым агентством "Стандарт энд Пурс". Так возникла новая передача "Крутая шкала". Теперь, опираясь на высокопрофессиональный источник, мы можем говорить о том, сколько стоят Олимпийские игры и какую реально роль играет нефть в экономике США.

- Не получается ли так, что вы все время идете на поводу у своих слушателей?

- "Эхо Москвы" вообще создано по рецептам радиослушателей. Они постоянно вносят свои предложения. Мы тут посчитали, и выяснилось, что более 80 процентов программ действительно созданы по этим самым предложениям. Мы же со своей стороны тоже стараемся их чем-нибудь удивить. В новом сезоне, например, у нас будет больше политической сатиры, целый час по воскресеньям. К уже существующему "Плавленому сырку" Виктора Шендеровича добавляется новая программа "Как это было". Мы договорились о сотрудничестве с Максимом Кононенко, он же мистер Паркер, он же автор сайта "Владимир Владимирович. ру". Эта передача только-только появилась в нашем эфире и сразу вызвала резкое противостояние разных групп наших слушателей. Одни считают, что это слишком резко, другие считают, что это интересно. Мы же считаем, что нужно дорабатывать программу по форме. Мы не будем менять ни запятой в тексте - как написано, так и будет. Наше дело придать этому печатному слову "радийное" звучание. Но в любом случае эти байки, анекдоты в понимании XVIII века, по-моему, очень забавны. Пусть люди в воскресенье развлекутся. Конечно, политическая сатира важна и нужна, но я хотел бы сказать, что в новом сезоне мы еще больше будем уделять времени образованию.

- Вы имеете в виду образование в самом широком смысле слова? На "Эхе" и сегодня существует довольно много образовательных программ. Быть может, это следствие вашего учительского прошлого?

- Образовательная составляющая в наших программах очень важна не только потому, что я школьный учитель с двадцатилетним стажем и у меня растет сын, да и у многих наших сотрудников растут дети, а потому, что проблемы воспитания и образования заботят наших слушателей. Например, передача "Родительское собрание", которую ведет Ксения Ларина, имеет у них очень живой отклик. Если же говорить об образовании в широком смысле слова, то у нас ожидается второе рождение исторической передачи "Не так" с Сергеем Бунтманом. В этом сезоне ее тема условно называется "возвеличенный и оболганный", и она будет посвящена тем историческим деятелям, которые пришли к нам через художественную литературу и кинофильмы. В реальной жизни все на самом деле было "не так". Я имею в виду и Ричарда III, и Григория Распутина, и кардинала Ришелье с Людовиком XIII, и Бирона, и Алексея Меньшикова. Вот мы и постараемся рассказать подлинную историю этих персонажей, известных нам по произведениям Алексея Толстого, Шекспира и Дюма. В этой передаче Сергея Бунтмана как всегда будут участвовать профессиональные историки, и рассчитана она на тех, кто интересуется и литературой, и кино, и историей.

- Алексей, но вы сейчас говорите о программах, которые уже стоят в сетке вещания на новый сезон. Обновление уже известных передач - это, конечно, очень хорошо, но наверняка на "Эхе" появится что-то принципиально новое, чего не было раньше. Или это секрет?

- От наших радиослушателей и читателей "Российской газеты" у меня секретов нет. В эфире у Ксении Лариной в начале сентября должна появиться передача "Кремлевские палаты", которая обещает быть очень интересной. Это наш совместный проект с кремлевскими музеями. Мы будем рассказывать историю музеев, историю шедевров, там хранящихся, тайны кремлевских подземелий и обязательно будем разыгрывать билеты в Алмазный фонд, Грановитую палату и другие знаменитые на весь мир музеи. В гости на "Эхо" будут приходить лучшие экскурсоводы, оружейники, реставраторы, ювелиры, хранители... Если в Москву приедут работники Лувра или любого другого крупного музея, их обязательно приведут к нам на радиостанцию.

Еще одна совершенно новая программа - "Город", посвященная жизни мегаполисов. Мы уже договорились с Ассоциацией городов России. У большинства городов мира - одни и те же проблемы. Например, городские парки, исторические памятники, содержание кошек и собак в конце концов. Представьте, что в обсуждении темы участвуют мэры разных городов: Архангельска, Казани, Мурманска, Москвы, Твери или Чикаго. Вести программу будет Сергей Бунтман.

- А школьников вы не забыли? По-моему, сегодня на телевидении и радио очень мало программ, реально помогающих педагогу и ученику.

- Согласен. И в этом направлении мы тоже кое-что делаем. У нас очень хорошие контакты и с новым министром образования Андреем Фурсенко, и с главой департамента образования Москвы Любовью Кезиной. Образование касается всех. Мы сейчас даже задумываемся о том, чтобы провести общегородскую олимпиаду по русскому языку через радио. Это непросто, пока мы ищем форму. У нас есть передачи "Говорим по-русски" и "Как правильно", может быть, они послужат основой. В конце концов мы постараемся сделать так, чтобы престижные вузы зачли победителям олимпиады их результаты на вступительных экзаменах по русскому языку. Я готов вести переговоры с факультетами журналистики МГУ и Высшей школы экономики.

- В последнее время "Эхо Москвы" все больше внимания уделяет телевидению. Это что, тоже новая тенденция?

- Нам кажется, что при той роли, которую играет телевидение в жизни общества, его мало обсуждают, оно остается "вещью в себе". Поэтому в следующем сезоне у нас будут целых четыре передачи, посвященные проблемам телевидения.

Так что вот главные направления нашей работы: усиление интерактивности, усиление дискуссионности, акцент на образовании и обсуждение такого важного явления в нашей жизни, как телевидение.

- Некоторые топ-менеджеры, в том числе и на радио, опасаются вносить в сетку вещания кардинальные изменения - вдруг это пагубно отразится на рейтингах. А у вас очень много нового...

- Если уж говорить о рейтингах, то "Эхо" их практически все "выбрало". Сейчас у нас по Москве от полумиллиона до 700 тысяч слушателей ежедневно. "Эхо Москвы" - это радио, которое просто так, "фоново" слушать трудно, мы - радио содержательное, со "сменой декораций", с большим объемом информации. Вот мы и исчерпали почти всю свою потенциальную аудиторию. И если я не ожидаю резких скачков в рейтинге, то на увеличение доходов от рекламы рассчитывать могу. Все-таки "Эхо Москвы" - это серьезный брэнд.

- Получается, что радиостанция стабильно приносит прибыль, рейтинги на максимуме, то есть, успех достигнут. Какая-то сверхзадача еще остается?

- Сверхзадача - растить детей. Приличными людьми. И потом, жизнь - это такая бесконечная штука, у нас ведь есть второе радио "Арсенал", наша экспериментальная площадка. И если три года это был наш "запасной аэродром", то теперь мы решили им заняться по-настоящему, там появляется масса интересных вещей. И если говорить о том, как жить дальше, то нужно построить второе радио, а потом и третье...