Шаронов: закон о госзакупках как противоядие коррупции

В прошлом году экономия составила около 35 млрд. рублей. Между тем, по данным Счетной палаты, почти 40 процентов закупок проходит сейчас с нарушением закона, а в 90 процентах наличествует предварительный сговор.

Действительно ли новый законопроект "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" станет противоядием от коррупции? Об этом корреспондент "РГ" побеседовал с Андреем Шароновым.

- Андрей Владимирович! Какое число злоупотреблений в этой сфере выявлено?

- Выявить можно лишь те злоупотребления, о которых сообщают в уполномоченный орган поставщики товаров и услуг. Они же предпочитают молчать, чтобы не ссориться с заказчиками. А без такого обжалования мы не вправе вмешиваться. Более того, о нарушениях никто в этом случае просто не узнает. Оценка же выявленного ущерба входит в функции контрольных органов - Счетной палаты, службы финансово-бюджетного контроля.

- Какие стороны внесенного правительством в парламент законопроекта смогут реально ударить по коррупции?

- Нынешнее законодательство несовершенно, многие важные моменты вообще в нем не отражены. Наш законопроект и призван устранить правовой хаос в этой сфере. Пройдемся по стержневым положениям нового документа. Он предусматривает конкурсный и внеконкурсный способы размещения заказов. Конкурсные делятся на открытые и закрытые. Если поставщик единственный, то налицо внеконкурсный способ - здесь применяется метод запроса котировок. Обращаю внимание на то, что законопроект четко регламентирует, в каких случаях законен тот или иной способ. При этом основной процедурой, обращаю внимание, определен открытый конкурс. Уточнены требования к конкурсной документации, оценка конкурсных заявок, формирование комиссий. Установлено право двух и более заказчиков проводить совместные конкурсы на поставки одинаковых товаров. Минимальный срок для подачи заявок сокращен до 30 дней. Цель нового законопроекта - создать полное и непротиворечивое законодательное поле. Сейчас ведь действуют 4 федеральных закона и насколько подзаконных актов. С принятием закона они должны будут прекратить действие. Правила игры, как видим, ужесточаются.

- Какую экономию бюджетных средств можно ожидать после вступления закона в силу?

- Зарубежная практика свидетельствует о том, что экономия может достигать 20-25 процентов от объема финансирования. Сейчас, по данным минэкономразвития, экономия составляет около 9 процентов. Думаю, что вступление в силу данного закона позволит нам достичь мирового уровня экономии. За это стоит побороться.

- Обращает на себя внимание то, что закрытые конкурсы и внеконкурсные поставки слабо регламентированы.

- Напротив, установлены жесткие основания для применения этих способов и процедуры их проведения. Иначе и быть не могло: в 2003 году, к примеру, доля внеконкурсных поставок составляла 27 процентов общей стоимости заключенных контрактов.

- Почему вы отвергаете поправки к проекту, предложенные Федеральной антимонопольной службой?

Новый закон станет эффективным лекарством от коррупции. Все будут решать аукционы, а не административный ресурс и взятки.

- Вот пример: ФАС ратует за аукционы. Вещь полезная, поскольку в этом случае единственным критерием определения победителя становится минимальная цена за товар или услугу. Но такой подход возможен только при закупках простой продукции. Есть более сложные заказы, когда приходится считаться и с другими критериями, например, когда речь идет о подрядных работах, научных разработках, создании автоматизированных систем! Кроме того, биржевые механизмы торговли в силу их специфики ведут к ограничению числа потенциальных участников. Другое предложение ФАС - проводить открытые конкурсы при стоимости заказа свыше 100 тысяч рублей - экономически нецелесообразно. Сама организация конкурса зачастую стоит дороже. Наше предложение, отраженное в законопроекте, - установить порог в 250 тысяч рублей. Надо понимать и то, что внеконкурсные поставки иногда неизбежны: когда закупается электроэнергия или, скажем, оказываются коммунальные услуги. По данным Росстата, в прошлом году МАП, нынешняя ФАС, закупило на внеконкурсной основе продукции на 80,9 миллиона рублей. Средняя стоимость одной закупки потянула на 1,2 миллиона рублей.

- Сплошь и рядом конкурсы выигрывают ГУПы, учрежденные ведомствами, которые и размещают госзаказы. Это нормальная практика?

- Такая проблема есть. Надо сразу сказать, что мы не можем дискриминировать предприятие по признаку формы собственности. Злоупотребления есть, но сегодня мы можем их отслеживать и вскрывать, особенно на стадии подготовки конкурсной документации. Условия не должны давать кому бы то ни было преимуществ. При этом обязательны, повторюсь, обращения участников конкурса в суд или уполномоченный орган в случае нарушения их прав. Без этого минэкономразвития не вправе реагировать. Если к нам обращается такой участник, мы запрашиваем документы и выносим те или иные рекомендации.

- Исследователи этого рынка утверждают, что только один конкурс из ста проходит честно. Как вы относитесь к этому выводу?

- Проблемные закупки есть, но их явно меньше. В стране проходят ежегодно сотни тысяч процедур по размещению госзаказа, а наши контрольные возможности на два порядка ниже.

- Вернемся к сюжету с единственным участником. Обычно отсутствие интриги объясняется лукаво - дескать, никто другой и не хотел...

- Когда поступает одна заявка, конкурс объявляется несостоявшимся, как и велит Гражданский кодекс. Но! Мы все-таки даем согласие на закупки у единственного поставщика, если не было подвоха в конкурсной документации. Да, были случаи, когда просматривалась явная нацеленность на какую-то одну конкретную организацию. Вторая ситуация - когда никто другой не может поставить нужный товар. К примеру, теплом в Москве торгует только "Мосгортепло". И, конечно, мы не можем ждать, когда будут нужны закупки для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Но, кстати, и в этом случае контрольные органы потом проверят, почему цены были такими, а не другими.

- В большинстве случаев подготовка к тендерам проходит с грубыми нарушениями.

- Это возвращает нас к теме нынешней правовой базы. Процедуры сейчас слабо формализованы. А во всем мире эта сфера рассматривается как процедурное действие, в котором очень важно соблюдать регламент, не допускать двусмысленностей и умолчаний, вникать во все тонкости. Новый закон как раз и прописывает все процедуры и все их вариации буквально по шагам. И, конечно, способы подведения итогов и права участников. Это будет закон прямого действия.

- А кто проконтролирует выполнение условий госзаказа?

- Нормотворческую и контрольную функции сегодня выполняет минэкономразвития. Новый закон предполагает разделение функций. Думаю, что правоустанавливающие функции останутся за минэкономразвития, что соответствует его статусу министерства. Правоприменительная практика, возможно, будет передана коллегиальному органу или той же антимонопольной службе...

- Есть на этот раз зримые надежды на то, что чиновники начнут наконец экономить бюджетные деньги, а не привычно извлекать из госзакупок "административную ренту"?

- Считаю, что в этом помогут новые принципы бюджетного планирования, которые будут внедряться уже в следующем году, когда и новый закон "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" начнет работать. Нужна ориентация на конечный результат, открытость и подотчетность. Есть прямая зависимость эффективности закупок от успеха административной реформы.

Досье "РГ"

В 2003 году на закупку товаров и услуг государство затратило более 600 миллиардов рублей. В этом году, по данным минэкономразвития, будет затрачено около 800 миллиардов рублей. В прошлом году доля открытых конкурсов составляла 7,7 процента, закрытых - 10,1 процента, закупок у единственного поставщика - 30 процентов от общего числа процедур закупок. (Их в 2003 году прошло более 800 тысяч.)

Эксперты не советуют участвовать в конкурсах, если:

- чрезмерно привлекательные финансовые условия - почти полная гарантия того, что победитель уже определен и деньги надо просто "пропустить через конкурс";

- заявленные товары уже неоднократно были предметом конкурса;

- очень настойчиво предлагают участвовать: скорее всего просто необходим еще один участник "для мебели";

- предмет торгов сформулирован расплывчато (вероятная разгадка ситуации - "пилят деньги").