26.05.2005 01:50
Поделиться

Финразведки России и Беларуси объявили войну "грязным" деньгам

Корреспондент "СОЮЗа" встретилась с главой белорусской делегации, руководителем Департамента финансового мониторинга Комитета Государственного контроля Республики Беларусь Валерием Ярошевским.

- Правда ли, что в рамках обучающего семинара вы отдельно встречались с главой финансовой разведки России Виктором Зубковым и договорились о первой совместной операции по поиску каналов отмывания "грязных" денег российскими и белорусскими фирмами?

- Да, такая договоренность есть. В ближайшее время мы наметим план расследований. До этого мы с Росфинмониторингом только обменивались сообщениями по отдельным запросам, но совместных дел не было.

- Все настолько серьезно?

- Половина внешнего товарооборота нашей республики приходится на Россию. В рамках Союзного государства это довольно либеральные торговые отношения, чем пользуются отдельные компании. Мы уже собрали материалы, в которых фигурируют схемы с признаками отмывания "грязных" денег. Как правило, это схемы по фиктивному импорту-экспорту. К примеру, белорусская фирма покупает товар в России, но платеж за него почему-то идет в банки Прибалтики. Или товар вообще не ввозится в страну, а реальные деньги за него все равно перемещаются в третьи государства, где с банковских счетов переводятся в наличные.

В Росфинмониторинге есть перечень отдельных российских фирм, которые используют эти схемы вместе с белорусскими компаниями. Вот мы и хотим проанализировать и выявить финансовые и организационные связи между ними.

- Какие суммы фигурируют в этих сделках?

- Речь идет о сотнях миллионов долларов.

- А сколько всего фирм попало под подозрение разведок двух стран?

- Несколько компаний. Одни являются импортерами, другие покупателями, третьи продавцами. Есть в этой цепочке фирмы, которые занимаются лже-предпринимательством, то есть не ведут деятельность, но по документам товар и деньги проходят через них.

- Как удалось выйти на эти фирмы?

- С помощью банков, которые по закону обязаны сообщать сведения о подозрительных сделках. (В Беларуси коммерческих банков не так много, всего тридцать два. Все они с нами тесно сотрудничают.) С помощью правоохранительных органов. У нашей финансовой разведки есть плюс. То, что она находится в одной структуре с департаментом финансовой милиции. Поэтому любая "необычная" информация немедленно обсуждается и, если есть основания, передается в финансовую милицию с тем, чтобы доказать уголовный характер преступлений и начать уголовное преследование лиц, причастных к нарушению закона. Сегодня по результатам совместных исследований в республике возбуждено 40 уголовных дел, в том числе по признакам, связанным с отмыванием денег. Очень важно, что в процессе такого уголовного преследования мы вправе возвращать в бюджет денежные средства. Главное, доказать факты "отмывания" денег. Только в прошлом году с помощью правоохранительных органов мы вернули в бюджет государства около 1,5 миллиарда белорусских рублей. 800 тысяч взыскали уже в этом году.

- Вы сказали, что, как правило, раскрываете признаки "отмывочных" махинаций с помощью банков. А по белорусскому законодательству под особый контроль финансовых разведчиков попадают все денежные операции, начиная с 24 тысяч долларов для физических лиц и 240 тысяч долларов для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей? Это и есть главный признак подозрительности?

- Данный денежный порог - лишь один из критериев отбора подозрительных операций. Есть еще перечень, примерно из 70 признаков, по которому работаем мы, а в дальнейшем банки и другие организации будут обязаны "запоминать" и сообщать нам об операциях и на меньшие суммы.

- Например?

- Например, если сделки связаны с оплатой каких-либо нехарактерных для компании услуг, если в них принимают участие физические лица-нерезиденты. Кроме того, под подозрение попадают сделки по продаже ценных бумаг с большим дисконтом. Что касается противодействия финансированию терроризма, то здесь основным признаком считается идентификация организаций или лиц, которые числятся в списках международных экстремистов.

- Пользуются ли при этом белорусские банкиры списком экстремистов, составленным российской финразведкой?

- Пока в Беларуси пользуются списком ООН. Но в рамках ЕАГ принято решение создать в каждой из шести стран собственные списки лиц, подозреваемых в причастности к финансированию терроризма.

- Кстати, в России в такой список входит 1200 физических лиц и 124 организации. А как обстоит дело в Беларуси?

- У нас лиц, подозреваемых в террористической деятельности, нет. Для этого нет ни условий, ни оснований. Другое дело, что на территории республики могут временно или постоянно находиться люди, которые замешаны в этом. Поэтому и нужны списки других стран, чтобы их вовремя обнаружить.

- Есть ли данные, сколько сегодня денег "отмывается" на территории Беларуси? В России, к примеру, по данным Росфинмониоринга, около 60-70 миллиардов рублей в год.

- Пока таких официальных данных нет. Но, думаю, к концу года, мы сможем дать оценку.

- Кто, по вашему мнению, представляет наибольшую угрозу для Беларуси по части отмывания "грязных" денег на ее территории?

- Говорить, кто больше, кто меньше, нет смысла. Угрозу представляет, прежде всего, транснациональная преступность. Сегодня банковские операции проводятся в секунду, и "грязные" деньги могут за один день пробежать с десяток стран. Наша задача узнать, где они зародились, так сказать, взять след. Именно поэтому мы обмениваемся информацией с соседями: Украиной, Польшей, Прибалтикой, Германией, а всего наладили контакты с 20 финансовыми разведками мира. И российская служба по финансовому мониторингу, которая имеет устоявшиеся связи более чем с 60 разведками мира, нам в этом активно помогает.

- Сегодня в Беларуси половина предприятий относится к государственному сектору. Они вне подозрений финансовых разведчиков?

- Признаки отмывания денег есть как в частных структурах, так и в государственных. Здесь все зависит от интересов определенных лиц. В особенности это касается торговли на внешнем рынке. Но в Беларуси около двух десятков крупных государственных, так называемых валообразующих предприятий, которые у всех на виду. И конечно, оснований подозревать, что они занимаются незаконными финансовыми операциями, нет.

- В апреле нынешнего года белорусский парламент принял в первом чтении новую редакцию национального закона "О противодействии легализации преступных доходов и финансированию терроризма", который расширяет перечень организаций, призванных сообщать в финансовую разведку о подозрительных денежных операциях. К этим организациям теперь, как и в России, относятся риелторские фирмы, адвокаты, нотариусы, бухгалтера. Как планируете наладить "поставку" информации из тысяч этих организаций, которые в отличие от банков и страховых компаний не имеют своих надзорных органов?

- Этой проблеме на семинаре уделялось большое внимание. Дело сложное. Тем не менее несмотря на то, что действительно очень трудно взять такое количество организаций под контроль, наши российские коллеги настроены оптимистично. Там разработаны современные методики проверок, с которыми мы ознакомились. Даже если хотя бы частично контролировать эти организации, то это хорошая профилактика. Важно еще и то, чтобы результаты этих проверок были открытыми. Учитывая, что мы находимся в структуре Комитета государственного контроля, который имеет большие полномочия и силы, мы эти проверки будем проводить более целенаправленно.