08.09.2005 23:40
    Поделиться

    В Ярославле сносят рекламные щиты

    Не уверен – не отвлекай

    Есть от чего печалиться и городским властям: новый стандарт обернется огромными убытками для местных бюджетов. Городская казна недополучит не один десяток миллионов рублей, а без работы останутся несколько тысяч человек, возделывавших прежде ниву рекламы.

    Предмет печали –  новый ГОСТ «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территории городских и сельских поселений», вступивший в силу с начала этого месяца. Судьбоносными стали несколько положений нового документа. По ним нельзя размещать рекламные конструкции ближе, чем на пять метров от проезжей части, а друг от друга и от дорожных знаков они должны отстоять на расстоянии от ста до ста пятидесяти метров. Рекламные щиты предполагается дистанцировать и от остановочных комплексов: минимальный «барьер» должен составлять не менее двадцати пяти метров. Арочным перекрытиям над дорогами ГОСТ и вовсе сказал суровое нет: размещать их теперь запрещено.

    Не стоит долго мучиться вопросом актуальности темы – достаточно выйти на улицы Ярославля, да, собственно, и любого другого крупного города, где на пешехода и водителя обрушивается такое количество «наружки», что для ее характеристики более всего подходит библейское «каждой твари – по паре». Рекламные конструкции сити-формата и типа «призматрон», перетяжки, брандмауэры, панель-кронштейны, арки и просто стандартные щиты форматом 3 на 6 метров буквально на каждом шагу призывают приобретать новые товары и пользоваться новыми услугами. Без сомнения можно говорить, что рассчитаны они на участников дорожного движения. Ладно, если пассажир засмотрелся на внушительные прелести рекламной красотки, а если водитель? Связав стремительно восходящее число аварий на дорогах со столь же быстро развивающимся рекламным бизнесом, в ГИБДД подошли к делу серьезно. Взяли и запретили практически всю нынешнюю «наружку».

    В новом варианте ГОСТа эффективность рекламного многообразия теряется – в этом нет сомнения ни в одном рекламном агентстве, как и в том, что драконовские меры поставят под сомнение само существование рекламного дела. А как иначе? Теперь сотрудникам ГИБДД предстоит составить предписания, по которым в сжатые сроки коллегам пелевинского Владилена Татарского нужно будет очистить дорогу от рекламного излишества. Пиарщики же ответят рублем и перед заказчиками рекламы. И, зажатые меж двух огней, акулы рекламного бизнеса пойдут ко дну.

    Торопить – народ смешить

    Заранее узнав о том, что дорога наружной рекламе заказана, рекламщики вступили в долгие переговоры с местными властями и ГИБДД. Суть претензий сводилась к следующему. Если дело так пойдет, без работы останется несколько тысяч человек, а городской бюджет – без существенной доли доходов, полученных от платы за аренду места под рекламу. Поняв, что теряют золотую жилу, власти не стали торопиться выходить на тропу войны.

    – По вступившему в силу ГОСТу в Ярославле подавляющее большинство рекламы вдоль дорог нужно сносить, – комментирует нововведение начальник отдела рекламы городского комитета дизайна и рекламы мэрии города Ярославля Елена Тихомирова. –  Нельзя сказать, что рынок рекламы в городе всегда был без нарушений. Не раз приходилось проводить акции по сносу щитов-нарушителей. Но в новом варианте под снос должно пойти практически все. Как и полагается, мы уведомили рекламные агентства, что с первого сентября прекращаем прием заявок на размещение рекламных носителей в местах, не соответствующих новым правилам. Что касается уже существующих рекламных щитов,  пока они останутся стоять на законных основаниях – до тех пор, пока не истечет срок договора между рекламным агентством и мэрией. Как будем поступать дальше, сложно сказать. Естественно, что предприниматели демонтировать щиты сами не будут. А в городском бюджете таких средств – а демонтаж только одного арочного перекрытия стоит сто тысяч рублей – не предусмотрено. Арочных перекрытий в Ярославле 42 штуки. А сколько еще рекламы на дорогах! Поэтому, конечно, торопиться нельзя. Возможно, с начала следующего года некоторые положения ГОСТа и будут пересмотрены в сторону смягчения требований.

    Запретить нельзя разрешить

    Есть уловка в законодательстве, на которую вполне могут уповать рекламщики. ГОСТ – документ, который не является нормативным актом, а следовательно, требовать его неукоснительного соблюдения никто не может. С другой стороны, такая «поправка» действует лишь тогда, когда речь не идет о  жизни и здоровье людей. В «рекламном» случае – имеет. Так, по крайней мере, уверяют сотрудники ГИБДД:

    – Новый ГОСТ мы будем выполнять неукоснительно, распоряжение есть – мы обязаны его осуществлять, – безапелляционно комментирует ситуацию старший инспектор отдела организации дорожного движения ярославского ГИБДД Михаил Костылев. Хотя при этом обозначить точные масштабы грядущих репрессий не может, объясняя все младенческим возрастом документа. –  Рейды по наружной рекламе мы проводим регулярно, но после вступления в силу нового ГОСТа еще ничего не предпринимали.

    Вологодские коллеги ярославских стражей дорог оказались более расторопны. В преддверии появления ГОСТа они целый месяц – с середины июля до середины августа –  инспектировали рекламу на магистральных улицах Вологды. Результаты, как и предполагалось, были неутешительны: практически вся «наружка» претендовала с первого сентября на звание незаконной. Ну, если и не на все сто процентов, так на восемьдесят – точно. К примеру, по Пошехонскому шоссе из 27 объектов наружной рекламы только два соответствовали новым стандартам.

    Выход вологодские сотрудники ГИБДД видят только один – демонтировать «нарушителей». Тем более, что некоторые щиты и растяжки не соответствовали даже прежним нормам. Держать под контролем все просто не представлялось возможным – от постоянно прибывающего многообразия. И обидеться вологодским инспекторам было на что: местные органы самоуправления с рекомендациями Госавтоинспекции особо не считались и выдавали разрешение на размещение рекламных носителей без соответствующего согласования.

    В чем солидарны ярославские и вологодские гаишники, так в том, что часть рекламных носителей действительно отвлекают водителя и ухудшают обзор на дороге. Но назвать хотя бы одно ДТП, причиной которого официально была названа реклама, мне не смогли. 

    Хотя гаишники причину отсутствия судебных исков от пострадавших в ДТП к рекламным агентствам видят в неосведомленности автолюбителей. И многообещающе говорят, что все еще впереди…

    Поделиться