Российская кухня диктует моду на космической орбите

На Земле лучшей кухней считается французская, а в космосе моду диктует российская. Только один штрих. Сейчас на Международной космической станции провиант для российско-американских экипажей собирается вскладчину, 50 на 50. Но когда завершается очередная вахта, американская кладовая остается затоваренной, а в российской зияют пустоты.

- Вначале каждый новый американский экипаж отдает предпочтение своим продуктам, но постепенно приобщается к российской кухне, - рассказывает директор НИИ пищеконцентратной промышленности и специальной пищевой технологии, главный конструктор космического питания, доктор технических наук Виктор Добровольский. - Более того, американцы восприняли и нашу традицию: составлять меню из закуски, первого блюда, второго и третьего. Даже полюбили щи и супы, которые у них практически не едят.

Кстати, НАСА вообще не делало, что называется, культ из еды. Около 80 процентов рациона астронавтов - это фактически такие же продукты, как и в их обычном супермаркете. Конечно, они прошли специальную обработку, но имеют целый "букет" консервантов, красителей, стабилизаторов и прочей химии. У нас иначе: на стол российских космонавтов всегда поставлялась только абсолютно натуральная, экологически чистая пища.

Неужели мы больше печемся о здоровье тех, кто находится на орбите? Все гораздо сложнее. Космическая кухня каждой их стран сложилась в зависимости от стратегии освоения космоса. Американцы сделали ставку на краткосрочные полеты. Конечно, и они серьезный стресс, но короткий по времени. Кстати, врачи считают, что порой он даже на пользу организму: стимулирует его защитные силы. Словом, с ассортиментом продуктов НАСА могло себе позволить особенно не мудрить.

Отечественная космонавтика пошла иным путем, выбрав многомесячные полеты. Здесь и невесомость, и радиация - за месяц космонавт получает дозу, эквивалентную 2500 флюорографий, - и ежедневная работа на нервах в узком металлическом пенале корабля. Все вместе взятое превращается в длительный стресс. По мнению медиков, именно он наиболее опасен для здоровья. Что ему противопоставить? Одним из важнейших барьеров ученые назвали питание. Оно должно помочь космонавту выстоять в экстремальных условиях.

За космическое меню в нашей стране взялись капитально, его составляли ученые нескольких институтов пищевой отрасли, знаменитого Института медико-биологических проблем, а готовили более десяти специально организованных производств. По сути, была создана космическая отрасль питания. Казалось бы, зачем? Не проще ли отправить на орбиту деликатесы и разносолы? Даешь космическое чревоугодие, разумеется, в разумных границах. И тогда каждая трапеза - это и максимум калорий, и отличный эмоциональный заряд.

- Каков продукт на вкус, конечно, важно, но для полета в космос этого мало, - говорит Добровольский. - Требовалось и черную икру, и осетрину, и хлеб, и картофель, и творог, в общем, каждый продукт разложить на составляющие и разобраться, что взять на орбиту, а что оставить на Земле. Для этого их, говоря попросту, расщепили, почти как физики атом. И, скажем, творог предстал набором из нескольких белков, минеральных веществ, витаминов и еще множества самых разных компонентов.

Но главным стал следующий этап исследований. Ученые изучили, как эти "элементарные частицы" продуктов влияют на наши обменные процессы - белковый, липидный, углеводный и другие, а также на активность ферментов, иммунные реакции и многие другие функции организма.

Только составив такую своеобразную "менделеевскую таблицу", можно было приступать к составлению космического меню. Появилась ясность, какие продукты не просто совместимы, а, объединившись, усиливают друг друга, и каким "взаимность" категорически противопоказана. Так родилось немало пищевых тандемов, ставших любимыми блюдами космонавтов, и, в частности, знаменитый творог с орехами - многолетний безусловный лидер всех экспедиций.

На Земле эта еда - пальчики оближешь. Но ей предстоит еще одно, теперь уже суровое испытание: окончательное превращение в космическую. А значит, пищу сожмут до минимального размера, ведь на корабле каждый грамм и сантиметр тянут на приличные суммы. И еще подвергнут сублимированной сушке, тепловой стерилизации, частичному обезвоживанию и т.д. Только так можно сохранить при комнатной температуре в течение месяцев и даже лет витамины и все другие полезные вещества.

Сами по себе эти способы хорошо известны, но в каждом россияне сумели найти "изюминку", создать свое ноу-хау. Поэтому и супы, и мясо, и рыба, и творог, и другие продукты, прошедшие через всевозможные технологические "мясорубки", на орбите сохраняют аромат и вкус, словно только что с пылу с жару.

Правда, самый знаменитый российский деликатес - зернистую икру довелось отведать на орбите лишь Юрию Гагарину, который пробыл в космосе чуть больше часа. В следующих полетах от нее пришлось отказаться: слишком уж прихотлива, хранению не поддается.

- Зато с овощами и фруктами мы проблему решили, - рассказывает Виктор Добровольский. - Космонавты постоянно сетовали, что, хотя меню разнообразно, хорошо бы дополнить его свежими яблоками, апельсинами, овощами. Но как сохранить эти скоропортящиеся продукты при температуре 25 градусов? Мы изучили все лучшее, что было на тот момент в мире, но ничего не подходило. И тогда был изобретен не имеющий аналогов способ обработки свежих овощей и фруктов. Вначале мы специальным составом на Земле обеззараживаем плоды от патогенной микрофлоры, а затем упаковываем их в особую тару, которая, кстати, тоже наше ноу-хау, и отправляем в космос. Такие плоды могут храниться до 40 суток при комнатной температуре.

У космических поваров нет "Книги отзывов". Правда, их клиенты в своих интервью единодушны: лучшие минуты на орбите они провели за обеденным столом или когда в иллюминатор любовались Землей. Такое признание дорогого стоит.

А впереди Марс. Сразу несколько стран заявили о своем намерении отправиться к Красной планете. Среди них и Россия. Ее огромный опыт в длительных полетах просто неоценим.

По словам Добровольского, некоторые задачи будущего полета, которые надо решать ученым, уже понятны. Скажем, сейчас продукты могут храниться на борту корабля без ущерба их качеству около двух лет. Для марсианской экспедиции срок необходимо увеличивать вдвое. А значит, надо думать о новых технологиях обработки. И еще. Почти наверняка космонавты будут находиться в открытом космосе не несколько часов, как сейчас, а на гораздо дольше, может быть даже несколько суток. Но тогда космонавт должен восстанавливать утраченные калории прямо в скафандре. Такой вариант учеными уже изучается. Кроме того, они готовятся к 500-дневному эксперименту, который будет имитировать полет на Марс. Он начнется в будущем году в Институте медико-биологических проблем.