Кто мешает проекту "Здоровье"

Председатель подкомитета по здравоохранению Совета Федерации Борис Шпигель всерьез обеспокоен реализацией этого проекта. Он занимается и проблемами своевременного обеспечения льготных категорий граждан необходимыми лекарствами, и иммунопрофилактикой людей от инфекционных заболеваний. Все это отражено в его законотворческой деятельности. К сожалению, многие законопроекты, инициированные сенатором, искусственно тормозятся на бюрократической лестнице, так как ущемляют интересы чиновников и фармацевтических фирм.  

Российская газета | Борис Исаакович, основная проблема, волнующая всех, - бедность российской медицины. Можно сказать, что эта проблема наконец решена в рамках национальной программы "Здоровье"?

Борис Шпигель | До 2006 года самое провальное в нашем здравоохранении было то, что специалисты называют "первичным звеном": поликлиники, районные и участковые больницы, станции "Скорой помощи". Врачей в них катастрофически не хватает, а те, что есть, заняты лишь лечением больных, но не здоровьем здоровых. Чтобы сделать работу привлекательной, участковым терапевтам, педиатрам, врачам общей практики и медицинским сестрам, работающим с ними, с января 2006 года была резко увеличена зарплата.

Прибавки составили до 10 000 рублей - врачам и до 5000 рублей - медсестрам, и эти деньги люди уже получили. Одновременно в течение двух лет все они пройдут переподготовку. Отныне их главной задачей станет не выписывание кучи рецептов и больничных листов, а предупреждение болезни - следить за здоровьем трудоспособного населения и не доводить недуги до хронической стадии.

РГ | Вы - председатель рабочей группы по мониторингу 122-го закона в разделе ДЛО. Как вы можете оценить ситуацию на сегодня?

Шпигель | Монетизация льгот позволила нам перейти на европейскую систему обеспечения граждан лекарствами. Раньше каждому региону перечислялась из федерального бюджета определенная сумма, на которую он централизованно закупал лекарства, а потом распределял их по больницам. Закупали что подешевле, от чего страдало качество медицинского обслуживания. Теперь же врач сначала выписывает больному препарат, тот получает его в аптеке, и только после этого медицинские учреждения и фармацевты получают свои деньги. То есть во главу поставлена именно эффективность лечебного процесса.

Сейчас речь идет об изменении финансирования службы, и это в конечном итоге должно изменить ситуацию в отрасли. Потому что, когда нет денег, совершенно бесполезно строить планы. В нынешней же ситуации можно говорить, например, о том, что список льготных препаратов не будет уменьшаться. Более того, у врачей появилась возможность выписывать пациенту даже тот препарат, который в список не входит, но жизненно необходим. Увеличены ассигнования на санаторно-курортное лечение льготных категорий граждан. Проект "Здоровье" является наиболее системным из всех четырех проектов, на который в плане-бюджете на 2006-2007 годы предполагается выделить наибольшую сумму - 145,8 миллиарда рублей.

В то же время нет никаких новых законов о реформе здравоохранения.

РГ | А кто виноват в том, что нет новых законов, когда старые уже не отвечают сегодняшним тенденциям? Законодательная власть?

Шпигель | Сегодня мы обвиняем врачей в том, что они берут деньги за продвижение того или иного препарата. Наш комитет внес на рассмотрение Госдумы закон, по которому выписываться лекарство должно по международному непатентованному названию, после чего начались разговоры, что теперь благодаря Шпигелю врач не сможет выбирать тот или иной препарат. Но кто у нас главный? Больной, я так полагаю. И мы должны работать на него.

Да, сегодня врачи мало получают, и этим пользуются многочисленные медицинские представители (это около 30 тысяч человек) фирм, особенно зарубежных, которые лоббируют тот или иной синонимичный лекарственный препарат. Они платят врачам за то, чтобы они выписывали конкретные лекарственные средства. Но врачу никто не мешает посоветовать пациенту лекарство под разным названием и разной цены. У человека должен быть выбор. Но чтобы узаконить его, придется наступить на хвост довольно серьезной фармацевтической мафии.

Некоторые депутаты Государственной Думы ставят под сомнение, надо или нет выписывать лекарства по международным непатентованным названиям. К сожалению, люди, занимающие высокие государственные посты, начинают судить о том, в чем они не компетентны.

РГ | А что делать с обращениями пациентов по поводу того, что до сих пор нет в аптеках всего перечня лекарственных препаратов?

Шпигель | Хотелось бы дать также оценку спекуляциям на эту тему. Дефицита лекарств ни в одном регионе нет. В отдельных местах есть так называемая "дефектура" - термин фармацевтов, обозначающий временное отсутствие лекарства. Норматив предоставления лекарств по "дефектуре" составляет от 48 часов до 10 дней. То есть, они гарантированно будут предоставлены. Как следует из приведенных выше цифр, "дефектура" сегодня составляет менее 15 процентов. Это хороший показатель. Отсроченное обслуживание - это нормальная практика лечения амбулаторных больных. Это никаким образом не угрожает жизни и благополучию людей. Ведь если требуется срочная терапия - пациент должен быть госпитализирован. Если он остается дома, то это означает, что угрозы для его жизни нет.

Следует признать, что практически во всех случаях нападок на федеральную программу лекарственного обеспечения мы имеем дело с осознанными попытками саботажа. До 2005 года лекарства никогда не подлежали учету, и это было "кормушкой" для множества региональных чиновников. Понятно, что теперь они борются за свои собственные интересы.

РГ | Каков ваш прогноз развития фармацевтического рынка России в связи с осуществлением программы дополнительного лекарственного обеспечения? Цены будут расти?

Шпигель | Я должен отметить, возвращаясь к началу 2005 года, что роста цен в системе дополнительного лекарственного обеспечения не произошло - цены, которые были в России в начале года, остались теми же, в то время как в рыночном секторе этот рост составил 25-30 процентов. Поэтому влияние государства на фармрынок существенно, это не только прямые финансовые закупки медикаментов, но и другие механизмы. В настоящее время подписано постановление правительства, которое регулирует цены на медикаменты, и мы не собираемся уменьшать роль государства в регулировании этого рынка.

РГ | В чем сейчас основная проблема в оказании гражданам бесплатной медицинской помощи? Какие выявились недостатки?

Шпигель | Мы не знаем ответа на этот вопрос. По той простой причине, что не знаем, сколько стоит та или иная медицинская услуга и сколько нам нужно врачей, чтобы они адекватно лечили пациентов. С этими проблемами мы сегодня и живем.

Медицину надо менять. Как это сделать? Президент в своем Послании Федеральному Собранию призвал перейти на страховую медицину. Это, безусловно, надо делать. Медицинские страховые организации нужны обязательно. В России отсутствует такое понятие, как "статистика медицинских ошибок", а также ответственность за них. Кто-то должен осуществлять экспертизу работы врача. И все должно быть направлено на то, чтобы человек, попав к врачу, получил адекватную медицинскую помощь.

Мы не больного должны везти к врачу, а врача к больному.

РГ | В стране образован правительственный штаб по борьбе с гриппом. Не скажете ли, какие реальные меры будут приняты для усиления борьбы с инфекционными заболеваниями и в частности с птичьим гриппом?

Шпигель | Сейчас в нашем комитете и профильном комитете Госдумы активно обсуждается предложение о внесении дополнений в Федеральный закон "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней". Речь идет о включении прививок против гриппа в Национальный календарь профилактических прививок. Мы готовы выйти с законодательной инициативой, тем более мы уже имеем согласованное решение Российской академии медицинских наук и Министерства здравоохранения и социального развития.

Что касается птичьего гриппа, то нашей науке необходимо ускорить наработку вакцины. Так как мы имеем дело с пандемическим штаммом, который в силу мутации может стать опасным для человека. В мире на сегодняшний день из 173 заболевших удалось спасти жизнь 91 человеку. Это говорит о том, что штамм очень опасен. Поэтому сегодня принимаются меры не только по вакцинации домашней птицы, но и людей, которые работают с птицей. К сожалению, проблема осложняется тем, что вирус пошел не по пути миграции птиц, как этого все ожидали. А там, где уже есть случаи заболевания птиц, вакцинировать поздно. Но мы не имеем права опоздать с вакцинацией.

РГ | А что вы скажете о вакцине для людей? Есть ли она?

Шпигель | Сегодня в стране наработано пять видов кандидатных штаммов вакцины. Самая серьезная подвижка есть по штамму, который мы получили из Великобритании. Этот вирус был выделен от человека, погибшего во Вьетнаме в 2004 году. К концу марта испытания должны быть закончены, тогда будет выпущена пилотная вакцина - порядка ста тысяч доз. А в профилактических целях каждому необходимо усиливать общую иммуногенность организма.

РГ | Предваряя заседание Госсовета по проблемам СПИДа, которое состоится в 20-х числах апреля, скажите, предвидится ли совершенствование законодательства в этой сфере?

Шпигель | Проблема распространения ВИЧ-инфекции была названа в президентском Послании Федеральному Собранию в этом году одной из приоритетных. ВИЧ-инфекция за 20 лет превратилась в очень опасную и представляет одну из серьезнейших угроз для человечества. По данным ООН и ВОЗ, сейчас более 42 миллионов человек страдают этой инфекцией, а умерли от СПИДа и ассоциированных с ним заболеваний более 24 миллионов человек. На конец 2005 года в России зарегистрированы около 330 тысяч ВИЧ-инфицированных, из них 14 тысяч - дети. Основная доля инфицированных - люди активного возраста от 15 до 30 лет.

Национальная программа "Здоровье" содержит план мероприятий по оказанию медицинской помощи и обеспечению больных современными антивирусными препаратами, но этого недостаточно. Чтобы остановить рост этого заболевания, предлагается создать совет по борьбе со СПИДом при правительстве с участием представителей федеральных органов власти, общественных организаций, СМИ, известных деятелей культуры, науки и спорта. Он должен будет утвердить государственную стратегию противодействия СПИДу. Законодатели уже взяли на себя обязательства разработать и принять закон о социальных гарантиях детям, рожденным ВИЧ-инфицированными матерями, а также внести предложения о государственных гарантиях, связанных с лечением и лекарственным обеспечением всех ВИЧ-инфицированных за счет федерального бюджета.

РГ | Каково ваше отношение к новому закону о рекламе, и в частности к ограничению рекламы лекарств в СМИ?

Шпигель | Полагаю, что реклама лекарственных средств в любой форме, особенно в СМИ, абсолютно недопустима. Это связано с тем, что неправильный прием и передозировка лекарственных препаратов могут очень сильно повлиять на здоровье человека. Та реклама, которую мы видим по телевидению и в газетах, может дезориентировать потребителей. Я считаю, что выбирать лекарственные средства должен только врач. Это очень опасная ситуация, и ее надо дальше прорабатывать в законе. Нам нужно также принять поправку о том, чтобы запретить регистрацию биологически активных и пищевых добавок с названиями, которые синонимичны названиям лекарственных препаратов.

Я вообще считаю, что нельзя навязчиво рекламировать то, что касается здоровья человека. По телевидению мы можем лишь показать, как оказывать первую помощь, как сделать искусственное дыхание.

РГ | А как обстоят дела с рекламой лекарств в Европе и США?

Шпигель | Во многих развитых странах существует запрет на рекламу лекарств, я думаю, в перспективе наше общество тоже придет к такому решению. Однако в настоящее время нам трудно принимать решения, потому что идет беспрецедентное давление лоббистов. Вот последний пример: недавно мы принимали поправки и изменения в закон о лекарственных средствах, и наш комитет предлагал неплохие нормы для нормализации лекарственного рынка. Однако из-за мощного лобби коммерческих, прежде всего западных структур, мы ощутили серьезное давление как на депутатов Госдумы, так и на членов Совета Федерации. Сейчас этот закон принят в первом чтении, но идет очень серьезная борьба.

РГ | Мы все хорошо знаем, что качество и доступность медицины в зависимости от региона сильно отличаются. Как будет решаться эта проблема в рамках проекта "Здоровье"?

Шпигель | В нашей стране сложились существенные различия в доступности и качестве медицинской помощи, предоставляемой в различных регионах (подушевые расходы на финансирование здравоохранения в отдельных регионах разнятся в 12-15 раз), а также городскому и сельскому населению.

Как известно, социально-экономические условия жизни сельского населения уступают городским. Между тем, главное звено здравоохранения - местное. К полномочиям органов местного самоуправления в настоящее время отнесена и организация оказания скорой медицинской помощи. Национальный проект "Здоровье" резко меняет политику в сфере здравоохранения, в том числе в сельском здравоохранении. Впервые на самом высоком уровне были признаны проблемы оказания первичной медико-санитарной помощи населению, обозначены пути их решения, выделены для этого реальные финансовые средства. Практика покажет, насколько эффективно в условиях административной реформы будет реализовываться озвученная и обсчитанная по деньгам программа. Хотелось бы действительных улучшений в этой столь жизненно важной для людей сфере.

Беседовал

Владимир Гаевский.