31.03.2006 03:50
    Поделиться

    Герман Греф призвал Михаила Фрадкова навести порядок в правительстве

    Правда, не совсем. "Дверь", так сказать, осталась чуть приоткрыта: исполнение федеральных целевых программ (ФЦП) правительство готово, судя по всему, обсуждать публично, а вот внесение изменений в закон о сокращении срока военной службы по призыву - исключительно в закрытом режиме, несмотря на всеобщий интерес к этой теме.

    Вслед за столь решительным шагом, как введение частичной информационной закрытости (по крайней мере на вчерашнем заседании), главный экономист подталкивал премьера к не менее активным действиям. А именно - к принятию окончательного решения по наведению порядка в кабинете.

    "Мы много говорим о персональной ответственности. Люди, которые отвечают за это, должны понести персональное наказание", - сказал Греф.

    К столь жестким формулировкам, свойственным, скорее, главе правительства, который уже не раз грозил министрам и персональной ответственностью, и отставками, а не главному экономисту, Грефа подтолкнуло бездействие его коллег. 1 апреля истекает срок представления скорректированных ФЦП, однако из 15 программ в экономическое ведомство поступила лишь одна - социальное развитие села. Остальные либо находятся на различных этапах согласования ("Электронная Россия", "Развитие гражданской авиатехники", "Развитие Калининградской области", Дальнего Востока и Забайкалья, модернизация транспортной системы), либо вообще не представлены, как ГЛОНАСС, сейсмобезопасность, переход к комплектованию армии военнослужащими по контракту, госграница. До сих пор в министерстве Грефа их не только не видели, но о них и не слышали. Все предыдущие воззвания главного экономиста к совести и ответственности, судя по всему, тоже не помогли. Именно поэтому вчера Греф пригрозил своим "расслабившимся" коллегам, которые не представят программы в срок - действующие, скорректированные в апреле, и новые, которые по плану должны быть внесены до 1 июня, - административными мерами.

    Правда, при этом он все же дал провинившимся шанс исправиться и не исключил, что утвержденные ранее сроки могут быть сдвинуты на одну-две недели. Окончательное же решение о корректировке сроков он предложил принять премьеру, который после доклада главного экономиста остался в расстроенных чувствах.

    - Картина не очень радостная, - задумчиво заметил Фрадков после слов министра о дефиците финансирования ФЦП. "У нас огромный дефицит финансирования, и я не понимаю, как мы войдем в 2007 год, когда финансирования катастрофически не хватает", - констатировал Греф, добавив, что с ужасом ждет новых программ с заявками на финансирование. По его оценке, лимит в 300 млрд. рублей уже превышен. "Мы уже не помещаемся под те программы, которые создаются по поручению правительства и президента, - под 300 млрд. рублей, и я уже не говорю о новых заявках из Росатома в 32 млрд. рублей, РАО "ЕЭС России" - 58 млрд. рублей или РЖД", - рассказывал Греф о возникшей проблеме.

    Но проблемы экономиста финансисту Алексею Кудрину не понятны, и, дабы не было у коллег искушения, он напомнил, что ежегодно увеличивать бюджетные расходы, в том числе на ФЦП, недопустимо. Тем более что рост расходов уже и так опережает экономический рост. "Лимит выбран", - жестко отрезал Кудрин.

    - Что нам не хватает, чтобы под контролем держать эту тему? Мы уже отспорили, и нам все ясно, так с кого жестко спросить? - засыпал главного экономиста вопросами премьер, публично пообещав, что будет теперь не только спрашивать, но и "людей менять".

    Спрашивать, как известно, можно со всех. Но Греф не стал называть виновников поименно и нашел общее "слабое звено" - ни одно из ведомств не в состоянии разработать качественную программу. При этом он уверен, что именно ФЦП может стать механизмом контроля за чиновниками и работой всего кабинета. Если налажен мониторинг и виден результат, то сразу ясно, что программа выполняется, а деньги расходуются надлежащим образом, заметил Греф.

    Сделать первый шаг, по мнению главного экономиста, можно, полностью перейдя на программно-целевые методы планирования программ. Каждая программа должна быть нацелена на конкретный результат - снижение детской смертности, заболеваемости или увеличение научных достижений. В качестве примера он привел ФЦП по переходу на комплектование армии военнослужащими-контрактниками, целью которой являются сокращение срока службы в армии до одного года и дальнейший переход к профессиональной армии. В качестве примера он привел США, где свыше 80% всего бюджета расходуется таким образом.

    Идея эта не новая, но главный финансист все же решил подтолкнуть коллегу-экономиста и к другому шагу, спросив: "Вы готовы расписать федеральные адресные инвестиционные программы (ФАИП) на три года?"

    - Каждый год вы задаете мне один и тот же вопрос, - даже слегка обиделся Греф. - И каждый год я даю вам один и тот же ответ: в отличие от текущих расходов, чтобы утвердить ФЦП на трехлетку, нужно иметь по каждому объекту проектно-сметную документацию.

    Формирование же ФАИП по трехлетнему принципу, по его словам, означает необходимость внесения ежегодных уточнений в цифры, заложенные в ней. Кроме того, зачастую первоначальные сметы превышены в несколько раз. "Что касается перечня объектов ФАИП, то мы уже перешли на трехлетний период", - заметил Греф. Решение же о строительстве новых объектов, по его твердому убеждению, необходимо принимать только после решения вопроса по "незавершенке".

    - Коллеги, пройдитесь по объектам, - призывал Греф министров. - А то мы инспектируем и находим дикие завышения, когда суда строятся за двойную цену, гостиницы - за бюджетные деньги.

    Впрочем, были и другие предложения. Первый вице-премьер Дмитрий Медведев и вовсе призывал правительство вновь сократить количество ФЦП. "У нас сохраняется либо дублирование по темам, либо часть программ можно рассматривать как часть более крупных проектов", - пояснил он. По его мнению, ранее проведенное сокращение ФЦП недостаточно, и "необходима рационализация списка программ".

    Военные же, как обычно, настаивали на индексации объемов финансирования ФЦП по переходу Вооруженных сил на контрактную основу. Министр обороны Сергей Иванов попросил учесть, что 90% объема ее финансирования приходится на капитальное строительство. Ведь для того, чтобы приглашать контрактников, сначала надо построить военные городки с жильем и объектами соцкультбыта.

    Все жалобы, замечания и недовольства заставили премьера поставить точку и сделать вывод, что правительству надо и здесь жестко контролировать исполнение. "Я не хотел бы драматизировать, я просто обещаю: мы будем жестко контролировать эту тему, тогда все всплывет на поверхность и войдет в заданные рамки", - грозил министрам премьер, настаивая, что в первую очередь "требуется профессиональный подход".

    "Качество и контроль - это два ключевых слова, и уговаривать мы никого не будем", - предупредил Фрадков. При соблюдении требований в дальнейшем, полагает премьер, часть функций минэкономразвития возьмут на себя министерства, а ведомство Грефа усилит свою роль координатора. Заодно Фрадков еще раз напомнил министрам, что за неравномерное использование бюджетных средств ФЦП в течение года им придется держать ответ. И не перед кем-нибудь, а "в КПК (Комитет партийного контроля. - "РГ") пойдете". Правда, сам же заметил, что еще не знает, кто будет исполнять эту роль.

    Поделиться