Основные параметры новой модели оптового рынка таковы: он уже не будет, как сейчас, разделяться на два сектора - регулируемый и свободный. Основной замысел новации в том, что в соответствии с условиями договоров поставщик на оптовый рынок обязан поставить договорный объем электроэнергии, а покупатель, в свою очередь, также обязан оплатить его вне зависимости от того, сколько электроэнергии он потребляет. Причем объемы электрической энергии устанавливаются на каждый час периода действия договора. Поскольку дефицит электроэнергии в стране, как всем известно, нарастает, столь жесткие условия будут дисциплинировать участников оптового рынка.
Недавно Виктор Христенко назвал сроки преобразований. Уже 1 августа этого года может быть запущена новая модель рынка договоров в регулируемом секторе оптового рынка. Сначала - только на период до конца года, а вот с 1 января 2007 года намечен переход к долгосрочным договорам. Объемы поставок электроэнергии в регулируемых договорах определятся исходя из сводного прогнозного баланса на 2006 год, который утверждает Федеральная служба по тарифам. Все, что сверх, - будет торговаться по свободным ценам. А далее - каждый год объем продаваемой по регулируемым ценам энергии будет снижаться от 5 до 15 процентов, причем по решению правительства. В 2008 году предполагается переход к долгосрочным сетевым тарифам.
Сразу отметим, после утверждения правил оптового и розничного рынков электроэнергии наконец-то исчезнет зияющая законодательная "дыра", быстрейшего "закрытия" которой в последние месяцы дружно требовали и апологеты, и критики отраслевой реформы. Причина проста: месяц назад стартовал инвестиционный этап преобразований, более известный под хлестким слоганом "ГОЭЛРО-2". И потому нужно максимально четко "подверстать" к этим процессам и многоступенчатое создание конкурентного рынка электроэнергии. Иначе говоря, рынка, цены которого не регулируются государством, а формируются на основе спроса и предложения. Это и есть одна из ключевых целей реформы российской электроэнергетики, как ее определяет пакет федеральных законов. Чтобы ее достичь, и проводятся изменения в государственном регулировании и структуре отрасли. А к слову сказать, черта под дискуссией о "правильности" или "порочности" схемы реформы была подведена июньскими решениями правительства, одобрившего беспрецедентную инвестпрограмму РАО "ЕЭС России".
Беспокойство же сбытовых компаний и потребителей было продиктовано тем, что формирование оптового и розничного рынков отставало от общего темпа реформы. Так, 1 апреля этого года начал действовать Федеральный закон о разделении видов деятельности в электроэнергетике. Сетевые и сбытовые энергокомпании с этого момента оказались вынуждены действовать в условиях "правового вакуума": проект правил функционирования розничного рынка, которые и определяют их взаимоотношения, "блуждал" по коридорам власти. Добавим, что по закону об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период запрещается совмещение деятельности по передаче электроэнергии и оперативно-диспетчерскому управлению с деятельностью по производству и купле-продаже электроэнергии. Замначальника управления ФАС по контролю и надзору в ТЭК Александр Пироженко даже эмоционально предрек минувшей весной, что "если этого документа не будет, то, наверное, можно говорить о катастрофических последствиях для рынка".
Вскоре стало ясно, что не то что к 1 апреля, но и к началу лета эти ключевые документы утверждены не будут. После этого министр промышленности и энергетики Виктор Христенко, выступая в Госдуме на "правительственном часе", в витиеватой манере заявил, что "можно, с одной стороны, говорить об изменении сроков преобразований относительно запланированных, но, с другой стороны, такое изменение только подтверждает взвешенность подхода к сложным и многогранным процессам". А его заместитель Андрей Дементьев, комментируя ситуацию для "РГ", высказался в том духе, что не видит "минуса" в том, что до сих пор эти документы не появились. По его мнению, в той структуре рынка, которая сложилась, его субъектам нужно немного освоиться, прежде чем рассказать им, что делать дальше: "И мы, благодаря этой "оттяжке", успели подкорректировать то, чего не увидели сразу".
Но, как видим, процесс "перестройки на ходу" все же завершен. Любопытно, что "новая генерация" сразу допускается в полноценный рынок без переходного периода. Проект документа определяет, что "владельцы генерирующих объектов, введенных в эксплуатацию после 2006 года, имеют право продавать электроэнергию по свободным ценам". Все остальные должны будут пройти долгий путь к главной цели реформы. Тем более что дело это относительно новое для всего мира. Впервые конкурентный рынок электроэнергии заработал в 1990 году в Англии и Уэльсе, а режим неограниченной конкуренции на оптовом рынке электроэнергии впервые в истории был введен в 1991 году в Норвегии. Напомним, что на август намечен доклад минпромэнерго правительству по реформированию отрасли.
Очень важно то, что министр-куратор реформы на межведомственной комиссии по реформированию электроэнергетики в мае 2006 года четко обозначил идеологию, то есть то, как власть будет выстраивать и регулировать рождающийся рынок: "Преобразования, которые осуществляются на оптовом рынке, требуют трансляции на розничные рынки. Проектом постановления предусматривается "трансляция" цены оптового рынка электроэнергии на рынок розничный, но при этом сохраняется тарифное регулирование для населения". Добавим, что проект постановления регламентирует правила для так называемых гарантирующих поставщиков, задача которых - обеспечить стабильность поставок электроэнергии на розничный рынок.
В целом же Виктор Христенко считает, что основа успешного привлечения инвестиций в отрасль, а это "нерв" ближайших двух лет реформы - "управляемая либерализация". Иначе говоря, преобразования должны происходить на фоне увеличения роли государственного регулирования и контроля. Если же оценивать ситуацию на рынке, можно сказать, что уже в нынешнем году правила работы для игроков станут более понятными. Традиционные поставщики электроэнергии и независимые сбытовые компании будут поставлены в равные условия. Например, если раньше независимым компаниям удавалось избегать финансирования перекрестного субсидирования, то теперь его бремя придется нести и им, одновременно учась работать в условиях реальной конкуренции.
Досье "РГ"
Первым шагом к формированию конкурентного рынка стало создание в 2001 году некоммерческого партнерства "Администратор торговой системы". 1 ноября 2003 года начал действовать "оптовый рынок электроэнергии переходного периода", который включает три сектора. Первый - регулируемый, в котором электроэнергией торгуют по тарифам, установленным государственными органами. Второй - сектор отклонений, где продаются по установленным тарифам объемы, не запланированные в диспетчерском графике. И третий - сектор свободной торговли (ССТ), в котором купля-продажа идет по нерегулируемым государством ценам. ССТ, участие в работе которого является добровольным, стал своеобразным "испытательным стендом" будущего конкурентного рынка.