Первая в новейшей истории России сельскохозяйственная перепись завершилась. И, похоже, кампания удалась. "Даже мы не ожидали такого позитивного отношения населения к переписи", - с явным облегчением сказал вчера на итоговой пресс-конференции руководитель Росстата Владимир Соколин.
Даже в элитных районах Подмосковья, где обосновались самые крутые новые русские, процент "отказников" был минимален.
Все время подготовки к переписи Владимир Соколин старался выглядеть оптимистом и каждый раз подчеркивал, что кампания имеет чисто статистический смысл. Это всего лишь инвентаризация сельского и подсобного хозяйства после кардинальных изменений в политической и экономической жизни страны. Но инвентаризация с большим практическим потенциалом: когда государство будет знать реальное положение дел в сельскохозяйственном секторе, оно сможет управлять этим сектором более эффективно, чтобы и самому крестьянину, и стране стало лучше.
Все предыдущие сельхозпереписи - что царские, что советские, что сплошные (последняя была в 1920 году), что выборочные - заканчивались фискальными мерами в отношении крестьянства. У организаторов кампании была тревога: вдруг генетическая память у крестьян окажется сильнее здравого смысла? Не оказалась.
С сельскохозяйственными организациями тоже особых проблем не было. Для них, согласно закону, участие в сельхозпереписи обязательно (физические лица имеют право и отказаться). Из всех 47,5 тысячи сельхозпредприятий страны отказалось предоставить данные только одно. Поскольку закон на стороне переписчиков, глава Росстата надеется, что проблема разрешится. В конце концов есть судебная власть.
Предварительные итоги сельхозпереписи будут подведены, как сообщил Владимир Соколин, в апреле 2007 года, а окончательные, с данными по каждому муниципальному образованию, - в четвертом квартале 2008 года. На сегодняшний день имеются самые общие, ориентировочные данные. Дело в том, что в ряде труднодоступных районов перепись пройдет в сентябре-ноябре. И тогда к обследованным на сегодняшний день 300 миллионам гектаров сельхозземель прибавится, по крайней мере, еще 176 миллионов гектаров - такую площадь, по данным Роснедвижимости, занимают оленьи пастбища.