На сайте CNN.com появился раздел Exchange, то есть "обмен". Однако здесь меняются не марками, а мнениями, фотографиями, видеороликами и другой информацией, имеющей отношение к новостям. Таким образом один из самых популярных в мире новостных сайтов - он входит в 30 самых посещаемых адресов, включающих крупнейшие порталы, - стал внимательнее взаимодействовать со своими читателями. На первый взгляд может показаться, что пользователи сами становятся репортерами: их спрашивают, что они думают, задают темы для голосований, предлагают присылать свои съемки из "горячих точек" и фотографии любимых домашних животных. Однако присылать-то можно, но вот какая часть этих материалов окажется опубликованной - большой вопрос. Все поступления разбирает редакция, предлагая публике лишь избранное. Из мнений делают подборку: десяток отзывов из нескольких предложений, оформленных в виде обычной статьи. Фотографии складывают в альбом. Только единичные снимки становятся заглавными. Как, например, галерея кадров, сделанных застрявшей в Бейруте американской семьей. Муж, жена и трое детей сидят с паспортами США в руках и листочками, на которых написано: "Ни звонков, ни писем - где же ты, Америка?", "Посольство, где же вы?", "Пожалуйста, вытащите нас". В другой галерее - белка, распластавшаяся по дереву из-за жары. Занимающиеся спортом дети соседствуют с празднующими победу итальянскими болельщиками, а солдаты в Ираке - с последствиями урагана "Катрина". Все темы привязаны к основным событиям, на которых фокусирует внимание служба "Новостей" CNN. Таким образом, в выборе границы между редакционным контролем и свободой выражения пользователей американская телекомпания выбирает жесткие рамки в предложении тем и доступе к публикации. Никто, кроме
редакции, не видит, что на самом деле присылают читатели и зрители, что их больше интересует.
На первый взгляд может показаться, что пользователи сами становятся репортерами
Творчество пользователей Интернетом и его использование издателями - одна из самых "горячих" тем в сегодняшней Сети. Это один из главных подходов в модной концепции "веб 2.0". Однако больших успехов пока добиваются лишь те проекты, где людей не ограничивают: предоставляют им механизмы публикации и коллективного контроля, а дальше - как получится. Получается неплохо, самый известный пример - энциклопедия "Википедия", где кто угодно может исправить любую статью. Но разумных и ответственных людей оказывается больше, чем хулиганов, или у последних находится меньше терпения и усидчивости. Поэтому энциклопедия довольно точна. Независимые исследователи специально сравнивали точность народного продукта с официальными изданиями. Оказалось, что в коммунальной энциклопедии ошибок меньше. Однако успешных примеров применения такого подхода к СМИ не так много. В российском Интернете подобный опыт был в 1998 году, когда во время финансового кризиса в первых строчках рейтинга сайтов о политике было сетевое издание "Форум": там публиковались в основном статьи, присланные читателями, обработанные лишь корректором. Однако с кризисом ушел и интерес к политике. И сейчас заметные примеры сайтов с народными новостями в российском Интернете найти сложно. Во всяком случае они не поданы как СМИ.
А вот в международной практике примеры народных изданий есть. Это в первую очередь корейский сайт Ohmynews.com, работающий под девизом: "Каждый гражданин - репортер". Это полноценное издание, и 80% его материалов присылают пользователи Интернета. Но есть и редакция, главная задача которой, помимо написания остальных 20% заметок, - работа с пользователями. Редакция отбирает статьи, работает с авторами, исправляет тексты и переделывает заголовки. В общем, редакция как редакция. И немалая - больше 50 сотрудников. Только репортеры у них - из компьютерной Сети, и их десятки тысяч. И продукт получается очень успешный, в 2002 году сильно повлиявший на выборы южнокорейского президента. Он даже поблагодарил Ohmynews.com и дал им первое интервью после избрания. Но, возможно, дело в специфике этой страны - там Интернет и коммуникации чрезвычайно развиты. Считается, например, что именно в Южной Корее самая большая доля населения играет в онлайновые игры. А вот английская версия проекта Ohmynews.com уже вовсе не так популярна.