14.09.2006 03:02
    Поделиться

    СПС приступил к избирательной кампании

    "Партия действительно готова к обновлению, в том числе с точки зрения названия, бренда, шрифтов", - так начал пресс-конференцию Никита Белых. На встречу с журналистами руководство СПС прибыло прямо перед очередным заседанием программного комитета партии. Как уже писала "РГ", три варианта программы - либеральную "Патриотический капитализм", комитетскую "Горизонт-2017" и ясинскую "Демократическая модернизация" - сведут в единое целое.

    Несмотря на опасения "сглазить" с таким трудом собранный в единое целое текст, руководство СПС все же рассказало очень осторожно об основных пунктах документа. Гозман по датам расписал график, согласно которому СПС планирует взять власть в стране: в 2007 году - создание фракции в Госдуме, в 2011-м - фракция должна быть резко усилена, в 2016-м - "провести успешную кампанию по выдвижению кандидата в президенты". Таким образом, к 2017 году, а СПС собирается отмечать его не как 100-летие Октябрьской революции, а как 25-летие начала демократических реформ в РФ, запланировано охватить правыми партийцами буквально все уровни власти. Также Гозман уточнил, что главным оппонентом станет "Единая Россия". Что же до идеи, то "очень многие политические силы в стране говорят о демократии, никто не говорит о свободе, мы включили в программу слово "свобода" - как цель, как сверхценность, и используем это слово максимально часто". Также важно заметить, что в сводном варианте члены СПС не проявили никакого желания осудить реформы 90-х годов, к чему их активно призывала партия "Яблоко".

    Однако все эти амбициозные идеи, тренировки партийного разума и тела ради успешного преодоления марафонской дистанции до выборов в Думу в следующем году вряд ли воплотят, если СПС не удастся решить проблему объединения с остальными демократическими политиками. Участники пресс-конференции подтвердили, что состав переговорщиков не изменился.

    Что же до отношений с противниками, то здесь правые неожиданно нашли для себя возможного друга, если исходить из правила "враг моего врага - мой друг". Именно так они смотрят на новый проект создания объединенной левой партии из РПП, РПЖ и партии "Родина". И самый серьезный ущерб проект "актуальных левых" нанесет скорее всего "Единой России". "Единая Россия" поправеть не сможет, - уверен Белых. - Она не может реализовывать иную политику кроме левой популистской, не может использовать другую риторику, она будет бороться именно в левой нише". Правда, к старту своего избирательного марафона СПС приходит с весьма скромным, особенно по сравнению с "Единой Россией", рейтингом, не всегда дотягивающим даже до 3 процентов. Однако Леонида Гозмана этот вопрос не обескуражил, он напомнил, что летом 1999 года рейтинг был такой же, "а тогда мы начали избирательную кампанию гораздо позже".

    Послушав перечисление будущих побед СПС, журналисты не смогли не заметить, что в этом списке почему-то пропущен 2008 год. Когда Никиту Белых стали спрашивать о позиции партии на президентских выборах 2008-го, стало ясно, что сейчас эта проблема волнует руководство СПС меньше всего. "Кого мы поддержим - вопрос второй. Гораздо важнее, как демократический кандидат в президенты получит легитимность", - и тут Белых обратился к опыту выдвижения единого демократического кандидата на президентских выборах в Белоруссии. "Я хотел бы выдать вам партийную тайну, - улыбаясь, начал Леонид Гозман, - и назвать кандидата, такого, чтобы все значимые политические силы договорились и реализовали совместную процедуру выдвижения". Сюрприза не получилось - зампредседателя считает, что наилучшим таким кандидатом, правда, в 2016 году, будет Никита Белых. Тем не менее лидеру партии все же пришлось высказаться по поводу возможного союза с Народно-демократическим союзом Михаила Касьянова. И хотя Белых был крайне осторожен, он все же прямо заметил, что если выдвижение будет происходить по той же схеме, что и проведенная накануне саммита "большой восьмерки" конференция "Другая Россия", то СПС вряд ли примет участие в таком проекте.

    Но, конечно, программа партии осталась все же главной темой, волновавшей всех. Выяснилось, что в текст своего документа они не включили понятие "суверенной демократии", которое так активно обсуждается в течение последних нескольких месяцев. "Демократия либо есть, либо ее нет, а любые приставки вроде суверенная девальвируют ее, - считает Белых. - И сегодняшнее обсуждение термина "суверенной демократии" носит характер научно-философской дискуссии, которая не имеет ничего общего с реальной политикой".

    Поделиться