10.10.2006 02:00
    Поделиться

    Россию ожидает бум автопрома

    В том, что касается России, докладу можно верить. Открытие совместных производств, озвучивание планов по строительству новых заводов - без этих новостей не обходится практически ни один месяц. На прошлой неделе, например, глава Минпромэнерго России Виктор Христенко принял участие в торжественной церемонии запуска производства автомобилей SsangYong REXTON на ОАО "ЗМА" ("Северсталь-авто") в Набережных Челнах.

    Выступая на церемонии, Христенко сообщил, что подписан трехсторонний приказ минпромэнерго, минэкономразвития и минфина, определяющий порядок применения условий режима "промышленной сборки" для производства автокомпонентов. По сути это событие открывает новую страницу в автомобильной промышленности России.

    Дело в том, что низкий уровень развития производства компонентов остается бичом для современной автомобильной промышленности. Международным стандартам качества соответствуют менее 5 процентов из 2000 поставщиков комплектующих. Выход на данный момент остается только один: поскольку в одночасье перевооружить все отечественные заводы, заменить оборудование, ввести новые, более жесткие стандарты качества практически невозможно, следует сделать более мягким режим ввоза в Россию комплектующих, произведенных за границей, где технологические цепочки уже давно отработаны. Для этого на них распространят льготы режима промышленной сборки, что позволит беспошлинно завозить оборудование и материалы для выпуска автокомпонентов в России.

    Первое соглашение в рамках действия нового трехстороннего приказа уже подписано. Оно определяет порядок производства коробок передач на мощностях КамАЗа в Набережных Челнах - это совместное предприятие КамАЗа и немецкого производителя ZF. Второе соглашение также касается крупнейшего российского производителя грузовиков - в скором времени оно должно быть подписано с СП по производству дизельных двигателей "Камминз Кама" - совместным проектом КамАЗа и американской Cummins.

    Большинство российских автопроизводителей восприняли этот приказ позитивно, мотивируя свое положительное отношение низким качеством существующих отечественных компонентов. Однако именно это создает целый ряд проблем для исконно отечественных производителей. Действительно, перспективность развития российских производителей автокомпонентов существенно снижается, так как большинство из них имеет старое оборудование, отсутствие средств на модернизацию производства. Выход в таком случае видится только один: чтобы не уйти с рынка насовсем, российским заводам придется в срочном порядке искать возможности для создания совместных предприятий с иностранцами, стремящимися на наш рынок. Сначала, конечно, единственным, что они смогут дать иностранцам, будут производственные мощности, но в дальнейшем при правильной политике возможно и выделение отечественных производителей компонентов в отдельные производства, но уже на новом, более технологичном, качественном уровне.

    С этим действительно придется поторопиться. На данный момент уже подписаны 9 инвестиционных соглашений в рамках режима "промышленной сборки". Они обеспечат производство более 700 тысяч автомобилей с общим объемом инвестиций более 2,2 миллиарда долларов.

    В целом же россияне предпочитают иномарки. В первом полугодии 2006 года доля отечественных автомобилей по сравнению с тем же периодом прошлого года снизилась более чем на 5 процентов - с 48 до 42,9 процента. В то же время новые иномарки зарубежной сборки увеличили свое присутствие в России с 26 до 33,8 процента, а "русские иномарки" - с 9 до 12 процентов. При этом большинство экспертов сходятся во мнении, что любые новинки отечественного автопрома при отсутствии целевой государственной поддержки исконно российских марок обречены на отсутствие популярности. В первую очередь - ввиду отсутствия специалистов, которые способны такие машины создать, во вторую очередь - ввиду отсутствия технологий, которые мало кто из автозаводов способен купить.

    Поделиться