Компании не спешат сообщать суммы, потраченные на благотворительность

Термин "социальная ответственность" прочно вошел в последнее время в лексикон коммерческих организаций. В большинстве крупных компаний созданы специальные отделы для реализации благотворительных проектов. Социолог Александр Денисенко объясняет это так: "Бизнесу всегда необходима защита будущих доходов. И одно из средств защиты - квалифицированное выстраивание внешних коммуникаций, часть которых - благотворительная деятельность. Она работает на репутацию, на построение отношений с обществом, и в итоге - на увеличение стоимости компании. Говоря цинично, невнимание к благотворительности - признак управленческого невежества".

Кто занимается благотворительностью? По мнению экспертов, это могут быть крупные "градообразующие" компании, хозяева которых вместе с предприятием получили в нагрузку социалку. Для них благотворительность, направленная в основном на местные проблемы, своего рода обязаловка, от которой никуда не деться.

Второй тип - частные компании. Здесь все зависит от личности руководителя, от того, насколько его "цепляют" социальные проблемы.

Феномен: наряду с чисто рекламной благотворительностью, которая просто не может быть "тихой" (зачем помогать, если никто не узнает?) в России распространена и благотворительность негласная, когда компания не хочет, чтобы общественность знала о пожертвованиях. Почему?

"Дела, угодные Богу, нужно делать молча", - по традиции считают одни. Но есть и иная мотивация. "В постсоветской России бескорыстие, - говорит пресс-директор фонда Института "Общественный договор" Олег Комаровский, - часто воспринимается как нелогичный акт социального поведения. В добровольных пожертвованиях видят лишь попытку легализовать доходы. Нежелание афишировать помощь может быть связано и с ее профилем. Не всем нравится помощь больным СПИДом или защита животных ("У нас люди живут за чертой бедности!").

Есть и еще одна причина, считает Комаровский: "Не секрет, что власти, особенно местные, любят указывать, куда именно направить средства. Поэтому вполне объяснимо желание сузить горлышко воронки, через которую капает благотворительная помощь, и рядом посадить чиновника, контролирующего - от кого, кому и сколько".

В США действует простой и понятный механизм: сделал пожертвование - снизил налоги. Многие предпочитают отдать деньги не государству, а, например, симпатичному им фонду. Российские законодательные акты (в частности, Закон "О некоммерческих организациях") пока, скорее, способствуют уходу благотворительности в тень. Очень характерен рассказ бизнесмена Александра А.: "Наше государство получает "налог на щедрость" дважды. Моя фирма выделила средства на лечение больного ребенка и пришлось еще заплатить подоходный налог за его родителей, получивших помощь. Денег не жалко, но... Законы должны помогать меценатам, а не обламывать им руки".

При Комиссии Общественной палаты по вопросам развития благотворительности, милосердия и волонтерства создана рабочая группа, которая лоббирует внесение поправок в законодательство. В качестве примера эксперты приводят недавнюю (2003 год) налоговую реформу в области корпоративной поддержки культуры во Франции. Реформа, кстати, была инициирована бизнес-сообществом. Щедрые налоговые льготы для компаний сразу же привели к резкому росту корпоративной благотворительности.

Наша справка

До 2002 года коммерческие организации могли направлять на благотворительность до 5 процентов прибыли. Эти расходы уменьшали налогооблагаемую базу.

Сегодня закон практически не стимулирует благотворительную деятельность. Компании могут жертвовать средства только за счет чистой прибыли. Если оказаны бесплатные услуги или безвозмездно передана продукция, это не уменьшает платежей в бюджет по налогу на прибыль (Письмо Минфина России от 12 марта 2006 г. N 03-03-04/2/53). От этого налога освобождаются компании, которые жертвуют деньги на культуру, науку или здравоохранение. Однако льготу можно получить только после того, как "профильное" министерство внесет их в соответствующий список.

НДС компании могут не платить, только если они жертвуют не деньги, а товары или услуги. Однако в этом случае налоговые органы отказываются принимать к вычету НДС, который компания заплатила поставщикам товаров. Поэтому льгота актуальна в основном для организаций, безвозмездно оказывающих услуги: в этом случае у них не возникает "входного" НДС (ст. 149 НК РФ).