14.06.2007 23:00
    Поделиться

    Мелкие ДТП в скором будущем будут оформляться проще

    Предполагается, что с 1 декабря следующего года в России будет введена упрощенная процедура оформления ДТП. Соответствующий законопроект уже разработан и рассматривается в правительстве вместе с законопроектом о прямой выплате автостраховщиками (о нем мы рассказали в прошлом выпуске газеты).

    Как эта новация будет выглядеть, какие преференции получит автолюбитель и какие подводные камни его ожидают?

    Встретились и разошлись

    Никто не удивится, встретив в час пик на самой середине дороги аварию: перекрыв две полосы движения, стоят два автомобиля, которые слегка притерлись бамперами. Стоят не просто так: ждут гаишников.

    Ежедневно только в Москве таких мелких аварий, что выеденного яйца не стоят, происходит более тысячи.

    Как-то в Австрии я наблюдал такую картину. Мой таксист, сдавая назад, не заметил, что в то же время в проезд въехала другая машина. На своем "Рено" он умудрился заехать на капот "Хонды" и съехать с него. Оба, что таксист, что пострадавший, вышли из машин, посмотрели на последствия, каждый вытащил из салона бланк заявления в страховую, молча его заполнили, каждый расписался в обоих вариантах, и - разъехались. За время происшествия они обмолвились лишь двумя фразами: "Ну что ж ты так?" - "Не заметил, извини". На заполнение бумаг ушло 15 минут.

    Такое спокойствие - результат уверенности. Ни тому ни другому не придется бегать в дорожную полицию, собирать кучу бумаг и выяснять отношения со страховщиком. Заявления об аварии страховой компании достаточно, чтобы возместить пострадавшему ущерб. Такая система называется упрощенной процедурой оформления ДТП, а проще "Европейский протокол".

    Предположительно с 1 декабря 2008 года эта практика появится и в России.

    По обоюдному согласию

    Как это будет работать, что надо будет оформлять и что представлять в страховую?

    Упрощенное оформление возможно только в случае, если в аварии не пострадали люди и если ущерб не превышает 25 тысяч рублей. Но главное и необходимое условие, по словам Андрея Юрьева это согласие участников аварии в обстоятельствах ДТП. Они обязаны будут зафиксировать эти обстоятельства в извещении о ДТП без каких-либо разногласий друг с другом. Если ситуация спорная, например оба водителя уверены в том, что ехали на зеленый, то им ничего другого не остается, кроме того как вызывать на место происшествия Госавтоинспекцию.

    Итак, пострадавших нет, машины отделались легкими царапинами, что явно дешевле 25 тысяч рублей, и у водителей нет расхождений в деталях случившегося. Тогда можно спокойно оформить ДТП по упрощенной схеме. То есть освободить полосу для движения и уже на обочине спокойно заполнить извещение о ДТП. Оба участника должны расписаться на этом извещении, на пост ДПС ехать не надо. Вообще привлекать ГИБДД к разбору аварии, если уж решили оформить ее по-простому, не требуется. Соответственно графа, в которой сейчас надо указывать инспектора, оформлявшего ДТП, останется пустой.

    Виновника назначит страховщик

    Оба участника должны будут направить извещения своим страховщикам. И уже страховые компании будут определять, кто виноват в этом происшествии и кому положена выплата. Даже если один из участников аварии считает себя виновником, а другой - пострадавшим, страховщики могут решить иначе. Ну и пусть они разбираются между собой. Скорее всего, они будут направлять запросы и в ГИБДД, например для того чтобы уточнить, какая разметка нанесена в месте ДТП, какие знаки стоят...

    Впрочем, и затягивать с решением вопроса не в их интересах: сроки принятия решения будут четко определены в Законе об ОСАГО. К тому же напомним, что к моменту ввода Европейского протокола пострадавший будет получать выплату по ущербу уже не в компании виновника, а в своей собственной.

    В нашей не совсем законопослушной стране наверняка не все поспешат предоставить своему страховщику извещение о ДТП. Если второй участник не подал документы, то, скорее всего, страховые компании будут принимать решение, основываясь только на одном документе. Во всяком случае в Европе в таких случаях именно так и поступают.

    У этой упрощенной схемы есть один недостаток: если вы решили ею воспользоваться, должны четко понимать: больше 25 тысяч рублей вы не получите ни в каком случае. Даже если в сервисе обнаружат скрытые повреждения или насчитают больше, чем вы думали.

    Если вы подозреваете, что скрытые глазу повреждения в автомобиле все-таки есть или, если, по вашим прикидкам, стоимость ремонта на грани страховой суммы, лучше вызвать ГИБДД и оформлять все по старой, доброй, привычной схеме. Вы потеряете время, но машину отремонтируют за счет страховщика.

       Авторитетное мнение

    Назад хода нет

    Андрей Юрьев, Начальник управления проекта Европейского протокола Российского союза автостраховщиков:

    - Возникает вопрос: а нужна ли нам эта упрощенная схема? Ведь одна из главных ее задач - сделать так, чтобы инспектора не выезжали на мелкие аварии. Понятно, что некоторые водители вряд ли смогут на месте прийти к консенсусу. Понятно, каждого будет терзать червячок сомнения: не надуют ли меня? Но я бы не стал делать вывод, что в результате этих сомнений большинство водителей откажутся от новой системы.

    Вот пример: две машины слегка притерлись бамперами. Там царапина, тут зазубрина. В этом случае вряд ли возможны скрытые повреждения и ремонт вряд ли превысит максимальную выплату.

    К тому же у нас многие автомобилисты хорошо знают свои машины, а также сколько стоит ремонт той или иной их части.

    Подумайте сами: даже у иномарок среднего класса, которые сами стоят порядка 20 тысяч долларов, ремонт того же бампера обойдется максимум в 10 тысяч рублей. Поверьте, из всего множества аварий порядка 50 процентов - именно легкие. И если хотя бы на половину из них не будет вызываться ГИБДД, заторов станет много меньше.

    Обычная и упрощенная схемы оформления ДТП

    Поделиться