Какие НКО пройдут конкурс и получат государственные гранты, станет известно в ноябре. А пока мы выяснили, как общественные организации тратили 500 миллионов рублей, выделенные в прошлом году. Напомним, что президент утвердил список из 1054 организаций, 516 из них были отобраны Общественной палатой РФ.
Региональная общественная организация инвалидов "Надежда" из Архангельска просила у государства 220 тысяч рублей на организацию "Клуба незрячих пользователей Интернета". Получили меньше - 110 тысяч.
- На эти деньги приобрели 2 компьютера, установили скоростной Интернет, специальную программу экранно-речевого доступа Jaws и начали обучать слабовидящих и незрячих ребят пользоваться компьютером и Интернетом, - рассказывает руководитель организации Надежда Чуракова. - Из этих же средств мы оплачиваем работу педагогов.
Во Всемирной паутине пока освоились 8 незрячих ребят. Вроде бы немного, но, как объясняет Надежда Чуракова, слепому очень трудно ориентироваться в Интернете, поэтому с каждым ребенком педагоги работают индивидуально.
Надежда Чуракова и ее соратники не ждут помощи от спонсоров и благотворителей.
- Мы пробовали искать спонсоров. Результата никакого, - жалуется Надежда. - Только и слышишь: "Зачем слепому компьютер? Куда он рвется? Пусть живет тем, что есть".
Поэтому вся надежда на гранты. Они уже выиграли три городских конкурса и получили деньги на конкретные проекты. "Клуб незрячих пользователей Интернета" - четвертый большой проект организации. Но на этом они останавливаться не собираются. В планах - новая программа, если она получит финансовую поддержку незрячих и слабовидящих, детей научат с помощью компьютера изучать иностранные языки, пользоваться электронными библиотеками и общаться с миром.
Северо-Осетинская общественная организация "Гражданская инициатива" выиграла государственный грант на создание бесплатной юридической помощи вынужденным мигрантам.
- Мы получили чуть больше 200 тысяч рублей, - рассказывает ее руководитель Олег Тезиев. - На полученные деньги купили необходимое оборудование, компьютеры, ноутбук, ксерокс. Часть денег идет на зарплату юристам, часть тратится на судебные издержки. Значительную сумму отложили на издание специального пособия для беженцев.
По словам Тезиева, ежедневно, даже в субботу и воскресенье, к ним за помощью обращаются от 7 до 15 человек. Основные проблемы у мигрантов возникают с легализацией на территории России. Многие из них не имеют документов, а без них сложно получить регистрацию и найти работу.
- В нашей организации зарегистрировано около 4 тысяч человек, которые сейчас живут без документов, ютятся у своих родственников, знакомых и перебиваются временными заработками, - рассказывает Тезиев. - Мы пытаемся восстановить их права.
Олег Тезиев убежден, что для страны будет лучше, если деятельность общественных организаций будет финансировать наше государство, а не зарубежные фонды.
- Лучше получать деньги от тех, кто реально заинтересован в улучшении положений дел в стране, - объясняет он. - Я не верю, что вкладывающие деньги извне заинтересованы в нашем благополучии.
Тезиев не разделяет опасений, что, оказывая финансовую помощь НКО, государство тем самым влияет на их деятельность.
- Я не вижу, чтобы кто-то на нас оказывал давление. Мы абсолютно свободны в принятии решений, - пояснил он.
В будущем году "Гражданская инициатива" тоже собирается участвовать в конкурсе на получение государственного гранта.
А вот руководитель Костромского регионального отделения Общероссийского общественного движения "За права человека" Глеб Кириллов убежден, что у государства брать лишнего не надо.
- Мы получили столько, сколько просили - 58 тысяч рублей. Сумма небольшая, у государства много не берем, - пояснил он. Эти деньги были нужны для покупки компьютера и главное - ноутбука. Сотрудники организации вынуждены ездить по всей области - люди везде попадают в беду и им нужна помощь, а возить с собой все кодексы и законы невозможно, тем более что они меняются каждые три месяца.
Сотрудники организации за свою работу денег у людей не берут, работают на добровольных началах. Собираются членские взносы, которые в основном идут на расходные материалы, бумагу, картриджи.
- Президентский грант мы получили случайно, - рассказывает Кириллов. - Мне позвонили из Общественной палаты и, зная наше бедственное положение, предложили поучаствовать в конкурсе. В проекте я прямо написал, что средства нам нужны "для борьбы с произволом милиции и бездействием прокуратуры". Был очень удивлен, когда государство выделило на это деньги.
Трудно быть всегда антагонистом государству. Нельзя все время идти со штыком на стенку. Лучше делать дело и решать вопросы. И когда тебе протягивают руку, не стоит в нее плевать, - подчеркнул он.