Вчера в гостинице "Балчуг-Кемпински" прошла пресс-конференция по поводу блиц-продажи всей коллекции Ростроповича-Вишневской бизнесмену Алишеру Усманову, из-за которой был отменен запланированный на 18 и 19 сентября лондонский аукцион.
Сидевшие в президиуме председатель правления директоров Sotheby,s Марк Полтимор, гендиректор Sotheby,s Россия-СНГ Михаил Каменский, Галина Вишневская и глава Роскультуры Михаил Швыдкой ответили на вопросы журналистов. Которые в основном касались нескольких моментов: чем мотивирована внезапная продажа в одни руки? какова сумма сделки? что в дальнейшем станет с коллекцией? Вполне понятно, что в зависимости от профессиональной и должностной этики сидевших в президиуме не все ответы были полными и обстоятельными.
По крайней мере, стал ясен ход событий, предшествовавших сделке. Михаил Каменский рассказал, что с момента выпуска аукционного каталога фирма стала получать различные предложения от потенциальных покупателей. Однако все они отвергались, поскольку ни одно из них не гарантировало перевоз коллекции в Россию. Вечером в пятницу (14 сентября) такое предложение, устраивающее как фирму, так и Галину Вишневскую, поступило от Алишера Усманова. В пятницу же в Sotheby,s было получено гарантирующее сделку письмо от главы Роскультуры Михаила Швыдкого с просьбой продать коллекцию известному лицу, то есть г-ну Усманову. Как сказал г-н Швыдкой: "Все происходило очень быстро. И наш предварительный телефонный разговор с лордом Полтимором в основном опирался на так сказать "честное купеческое слово". То есть почти по Островскому". Глава Роскультуры добавил, что, имея опыт сотрудничества с британским аукционным домом, который заинтересован не только в продажах, но и в сохранении культурного наследия, он нашел в этом вопросе понимание у фирмы, которая приняла для себя очень непростое решение. Ввиду того, что на участие в аукционе уже поступило около 600 заявок. Таким образом, коллекция не будет рассосредоточена.
На вопрос о том, что в дальнейшем станет с коллекцией и где она будет размещаться, Михаил Швыдкой ответил, что с этим нужно обращаться к новому владельцу, г-ну Усманову, который вернется в Москву на следующей неделе.
В любом случае, добавил он, коллекция принадлежит российскому гражданину, как он ею распорядится - передаст ли в один из музеев или разделит между несколькими музеями - это его личное дело, но то, что собрание окажется в России, можно расценивать как знак стабильности нашей жизни. Возвращаясь к вопросу о будущем коллекции, г-н Швыдкой заметил, что собрание явно состоит из двух блоков: ювелирного, декоративно-прикладного искусства и живописи. Само собрание находится в выставочных залах Sotheby s, вопрос о его размещении в России пока обсуждается. Так или иначе, российские зрители смогут их увидеть. Пока же предстоит решить оперативные задачи. В частности, необходимо заново застраховать коллекцию, поскольку Sotheby s застраховало ее лишь до аукциона. Также нужно подготовить описание и документацию для транспортировки в Россию.
О перспективах коллекции высказалась и Галина Вишневская, выразившая надежду, что г-н Усманов будет выставлять ее достойно. Она также упомянула о происходившем ранее разговоре с директором Русского музея Владимиром Гусевым, предлагавшим выставить коллекцию в Строгановском дворце, филиале ГРМ. Впрочем, добавила г-жа Вишневская, "в любом дворце Петербурга коллекция будет выглядеть хорошо".
Надо заметить, что и московские музеи готовы принять участие в решении этого вопроса. Так, г-н Каменский, ссылаясь на свой телефонный разговор с директором ГМИИ им. Пушкина г-жой Антоновой, объявил, что Ирина Александровна готова предоставить для коллекции два корпуса зданий в "музейном квартале" ГМИИ. По-видимому, чем дальше, тем больше будет подобных предложений от отечественных музеев.
Что касается казуса с отменой самого аукциона, то тут в проигрыше оказался лишь контингент дилеров, у которых сорвались важные закупки. Им лорд Полтимор выразил самые глубокие сожаления. О сумме же сделки он не стал распространяться, ссылаясь на профессиональную этику.