02.11.2007 02:16
    Поделиться

    Южноуральцы по-прежнему не доверяют страховым компаниям

    Человеку, попавшему в дорожно­транспортное происшествие, призвано помочь страхование. Однако, по мнению специалистов, многие граждане не пользуются этой возможностью, по­прежнему надеясь на традиционный авось.  Почему? Как сделать отношения страховщиков и их клиентов более цивилизованными? Ответ на эти вопросы "РГ" искала вместе со специалистами в области страхования, юристами, банкирами.


    "Мерседес" без двери

    Случаев, когда страховые компании отказываются компенсировать понесенные клиентом непредвиденные потери, великое множество. Вот лишь один из таких примеров. На одной из центральных улиц Челябинска столкнулись две иномарки — "Ниссан" и "Мерседес". За рулем первого авто сидел Алексей Сидоров (все фамилии участников этой истории изменены), машина была в движении. Неожиданно перед ним выскочила хозяйка припаркованного вдоль дороги "Мерседеса" Ирина Львова и стала открывать дверь авто. "Ниссан" не успел никуда свернуть и наехал на дверь. ГИБДД установила, что виновницей ДТП является владелица "Мерседеса", нарушившая как пешеход правила дорожного движения. В дальнейшем вину женщины подтвердил мировой судья. Представители компании "Траст", где была застрахована Ирина Львова, заявили, что она не участвовала в дорожном движении, и на этом основании отказали в выплате страховки Алексею Сидорову за вмятины на "Ниссане". Он обратился с иском в суд. Рассмотрев все обстоятельства дела, мировой судья участка № 2 Курчатовского района поддержал требования истца о выплате компенсации в размере 23 550 рублей.

    Вышли из доверия

    — Неудивительно, что клиенты не доверяют страховым компаниям, — говорит Елена Микова, руководитель юридической фирмы, — известно сколько угодно случаев, когда автовладельцы, попавшие в ДТП, в нарушение всех сроков выплат не могут получить деньги более года. Вторая проблема — занижение суммы выплат, когда под любыми предлогами страховщики не выплачивают страховку в полном объеме, выдают, скажем, 50 тысяч вместо 100, которые требуются для ремонта. Многие мирятся с подобным отношением к себе.

    Добровольное страхование ущерба в ДТП, так называемое "каско" ("каско" от итальянского "casco"), сегодня стоит от 20 тысяч до 60 тысяч рублей и далеко не каждому по карману. Но некоторые страховые компании умудряются не платить и по "каско".

    Представители страховых компаний упрекают россиян в пассивности, нежелании позаботиться о непредвиденных ситуациях заранее, в отличие от граждан многих европейских стран, которые страхуются от всего и по любому поводу. Подводит наших граждан и психология.

    — Наш человек берет самый дорогой автомобиль, а страхует его по минимуму, — делится своим опытом один из руководителей страховой компании, — говорит, денег нет. А потом удивляется, почему у него возникают финансовые проблемы после ДТП. Никто не спрашивает, какая страховка лучше, — всех интересует, какая дешевле. А то, что дешево, как известно, не всегда хорошо. Может, ему следовало бы купить автомобиль чуть попроще и застраховаться получше?

    Важно, считают страховщики, чтобы люди воспринимали страхование как реальную защиту от форс-мажорных обстоятельств, а не как лишние траты.

    Маленькие хитрости

    — Страховые фирмы занижают сумму выплат своим клиентам благодаря "карманным" оценщикам, — считает Елена Микова. — Процесс получается взаимовыгодный. Оценщики получают гарантированный договор с определенной страховой компанией, а та экономит на том, что эксперты чего­то не увидели. Как потребителю не попасть в подобную ситуацию?

    Надо сразу настаивать на независимой оценке — такое право у граждан есть по закону. Но у страховщиков свои маленькие хитрости. Как только вы начнете говорить о независимой оценке, они вам скажут, что это услуга платная и предложат вам своих "бесплатных" оценщиков. На это покупаются многие клиенты. И зачастую теряют больше. Кстати, деньги, потраченные вами на независимого оценщика, страховая компания вам обязана вернуть. Помню случай, когда специалисты одной из оценочных фирм, получивших право на проведение технической экспертизы, написали отчет, в котором сообщили, что "выехав 6 января на место происшествия, признаков ДТП не обнаружили". И все бы хорошо, только происшествие случилось летом. Странно, если бы через полгода следы ДТП еще остались. Курьез, конечно, но весьма показательный…

    Затягивание выплат — это вообще нарушение закона. Страховые компании обязаны, к примеру, по ОСАГО выдать деньги в течение 15 дней после сдачи документов, причем сюда входят и праздники, и выходные. Затягивают выплаты — можно смело идти с суд. Такие дела решаются очень быстро в пользу клиента, часто в течение одного судебного заседания. Элементарно выигрываются дела об отказе в выплате так называемой УТС — утери товарной стоимости автомобиля.

    Причина многих проблем потребителей страховых услуг, по словам специалистов, кроется в их юридической неграмотности. Был случай, когда клиент, заплатив 60 тысяч за страховку, не мог вспомнить название страховой компании. Специалисты рекомендуют юридические фирмы, имеющие опыт работы именно в автомобильной сфере. Ведь нюансов, в которых приходится разбираться, очень много. Юристы — "аварийные комиссары" выезжают на место ДТП круглосуточно.

    Непонятный договор

    Условия страхования, указанные в договорах, предлагаемых страховыми компаниями, зачастую сложны для понимания, поскольку напечатаны мелким шрифтом на двадцати листах с использованием специальных терминов. Граждане не могут понять, от каких рисков они застрахованы. И, когда происходит несчастный случай, горячо возмущаются, что компания на совершенно законных основаниях отказывает в выплате компенсации. Многие клиенты и вовсе не читают договор и потом удивляются "сюрпризам" от страховщиков.

    Если нет времени или желания изучать рынок страховых компаний и условия страхования, можно поступить проще — обратиться за консультацией к независимым юристам.

    Кстати
    По данным Челябинского управления Федеральной антимонопольной службы, на Южном Урале зарегистрировано 12 местных страховых компаний и 63 филиала из других городов. По данным самих страховщиков, реально на рынке присутствует более сотни страховых фирм.

    Советы

    Как не ошибиться при выборе страховой компании?

    • Надо обращать внимание на узнаваемость бренда, период присутствия на рынке, разветвленность структуры компании. Чем больше перечень видов страхования, тем менее уязвима фирма.
    • Не лишним будет опросить своих знакомых и друзей об их истории общения со страховыми компаниями.
    • Поймите, за что именно вы платите деньги. Не компенсируется ли, к примеру, низкая процентная ставка при покупке автомобиля дополнительными выплатами или особыми условиями хранения машины. Хороший признак, если сотрудник компании сам обратит внимание не только на плюсы договора, но и на его "узкие места".
    • Не помешает поинтересоваться, не выступала ли страховая компания в негативном свете в судебных делах.

    Комментарий


    Елена Семенова, начальник отдела контроля Челябинского управления Федеральной антимонопольной службы:

    — Страховщикам следует сделать текст договора с клиентами более компактным и понятным простому человеку. Это вызовет у граждан больше доверия к страховой компании. Хотелось бы обратить внимание и на роль банков в процессе страхования. Практикуемая ими так называемая аккредитация страховых компаний похожа на сговор, направленный против потребителя. На мой взгляд, клиента искусственно ограничивают в выборе страховых компаний, что противоречит букве и духу свободной конкуренции. Кроме того, нарушаются права граждан на выбор страховщика. Предлагаю южноуральским банкам создать прецедент в масштабах всей страны: взять и отказаться от аккредитации, проявить добрую волю, повернуться лицом к клиентам. У банков, на мой взгляд, и так достаточно возможностей подстраховаться, с помощью тех же поручителей, к примеру.

    Обращаться с жалобами на страховые компании можно в управление Роспотребнадзора по Челябинской области:
    Челябинск, ул. Елькина, 73, тел. (351) 263­64­90

    Поделиться