Большинство братских могил хоть и находятся на государственной охране, но не имеют соответствующей учетной документации. Прежде всего это паспорт памятника с фотографией обелиска, описание его местонахождения и связанного с ним исторического события, дата установления, акт технического состояния. Все лето эти документы собирали сотрудники областной общественной организации "Историческое наследие Зауралья", выигравшей конкурс на проведение паспортизации братских могил. Руководят исследованиями Михаил Вохменцев и Дмитрий Бровко. По мнению ученых, обелиски в память о героях и жертвах Гражданской войны, около которых в свое время школьников принимали в пионеры, проводились сельские митинги, стали материализованным укором короткой памяти потомков, забывающих о великих уроках истории.
- Нам удалось объехать пока три района области, - рассказывает кандидат исторических наук Михаил Вохменцев. - Общее впечатление удручающее. Хоть братские могилы как памятники исторического значения с начала пятидесятых годов прошлого столетия и стоят на государственной охране, серьезно ими никто не занимался. В некоторых селах от могил почти ничего не осталось, только маленькие холмики. В других хоть и сохранились обелиски, но уже никто из жителей не помнит ни имен погибших, ни обстоятельств возникновения захоронений. Хотя, безусловно, есть и такие села, где чтят память о предках, ухаживают за могилами и считают их святым местом.
О парадоксальном факте поведал Дмитрий Бровко. В селе Кодском Шатровского района стоит обелиск павшим героям. С одной его стороны перечислены имена погибших в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, а с другой - имена погибших в крестьянском восстании 1921 года. Только местный краевед Владимир Чернышев помог разобраться, кому все таки поставлен памятник. Оказалось, на этом месте расположена братская могила, в которой покоятся более 20 жертв трагических событий 1921 года. Со временем обелиск, установленный на могиле, обветшал и был снесен, вместо него построили новый - но уже в честь героев Великой Отечественной. А чтобы не обижать павших ранее, их имена написали на тыльной стороне памятника.
Во время экспедиции историки выявили закономерность: братские могилы, как правило, располагали в центре сел, возле церквей - хоть и хоронили в них безбожных коммунистов. Большинство церквей позже снесли, а могилы остались. Например, в центре села Утчанского Петуховского района, на месте, где раньше стояла церковь, - две братские могилы. Одна появилась после расстрела колчаковцами местных активистов в 1919 году, вторая - в 1921 м, во время Западно-Сибирского крестьянского восстания. Когда могилы оформляли, а это, судя по всему, происходило во время разрушения храма, ограду с церкви перенесли на братскую могилу. Так они и стоят до сих пор - обелиск между могилами с красной звездой наверху и окружающая их ограда с навершиями в виде церковных крестов...
Братская могила в селе Матасы того же района также окружена церковной кованой оградой и расположена на... древнем кургане раннего железного века, которому уже более двух тысяч лет.
- В конце августа 1919 года, когда Красная Армия освобождала Западную Сибирь от колчаковцев, у села Матасы прошел крупный бой, - попытался восстановить события 90-летней давности Дмитрий Бровко. - Село несколько раз переходило из рук в руки. В результате успешного контрнаступления армии Колчака красные вынуждены были отступить, не успев собрать с поля брани своих товарищей. Захоронение павших, как это часто случалось, проводили местные жители. Местом погребения стала насыпь на возвышенности посреди озер древнего кургана, где еще в XVII веке грабителями была вырыта яма.
Рядом с древним курганом сегодня проходит государственная граница, и пограничники используют насыпь как наблюдательный пункт. Получается, три эпохи сошлись на одном месте, три идеологии, три пласта истории: железный век, двадцатый век и двадцать первый.
К счастью, еще есть люди, которые могут сохранить преемственность поколений, воспитать у молодых уважительное отношение к прошлому. Владимир Баженов заведует краеведческим музеем в Самохваловской средней школе Шатровского района. Под его руководством школьники пишут рефераты по истории Гражданской войны и об обелисках павшим землякам.
Живы еще и свидетели тех трагических дней. Алексею Ивановичу Чемякину из деревни Спасское Шатровского района в марте 2008 года исполнится 90 лет. Говорит, что родился в рубашке, потому что чудом уцелел в 1921 году. Его вместе с матерью должны были расстрелять, но спас случай. Во время Западно-Сибирского восстания отряд крестьян, недовольных продразверсткой большевиков, ворвался в Спасское, где к тому времени уже существовала коммуна. Мужчины спрятались в лесу. Повстанцы приготовили жен и детей коммунаров к расстрелу.
- Мать мне рассказывала, что держала меня на руках, - вспоминает Алексей Иванович. - "Отобрать ребенка! - приказал командир. "Если стрелять, так обоих! Все равно без меня дите погибнет", - не подчинилась приказу мать. Еще минута-другая - и нас бы не стало, но тут случилась заварушка - появились красные, завязался бой. Матушка юркнула в картошку, благо ботва стояла высокая, так и сбереглись мы с ней. Те же, кому спастись не удалось, были похоронены в братской могиле в центре села. Обелиск с красной звездой и сегодня возвышается над пустеющим селом...
Алексей Иванович без труда перечисляет имена убитых и их родственников, бережно хранит фотографии и воспоминания первых коммунаров.
- Великую Отечественную войну, - говорит ветеран, - молодое поколение еще знает по рассказам прадедов, а вот Гражданскую многие воспринимают как один из мелких эпизодов богатой российской истории. Это неправильно. Это был не эпизод, а большая трагедия. Гражданская война буквально разделила народ России на две враждебные части. Об этом надо помнить нашим внукам и правнукам, чтоб не повторить ошибок прошлого.
Братские могилы времен Гражданской войны являются объектами регионального значения, полномочия по охране которых осуществляет управление культуры Курганской области. По его инициативе и проводится паспортизация братских могил. В связи с разграничением полномочий обязанности по охране этих захоронений планируется передать на местный уровень и сделать братские могилы памятниками местного значения. Историки считают это правильным решением. Действительно, кому как не землякам позаботиться о захоронениях односельчан и сохранить память о народной трагедии.