Стартовавший на канале Россия документальный сериал "Планета Православия", о котором писала "РГ" (см. "РГ" N 4612 от 14 марта), еще не закончен. О том, как сценаристом фильма становилась сама жизнь, рассказали журналистам его создатели и ведущие.
Документальный сериал "Планета православия" снимался в 40 странах мира, и, несмотря на поддержку глав Церквей, не все складывалось гладко. Режиссеры лежали на земле под дулами автоматов... А в Кению, например, не удалось проехать из-за начавшейся войны, хотя режиссер до сих пор рвется снять госпиталь, развернутый в обычной воскресной школе.
История современного православия настолько быстро меняется, что выверенные в Москве сценарии на месте часто оказывались не соответствующими действительности. И все надо было делать по-другому.
В Финляндии, например, выяснилось, что службы в главном соборе идут не только на финском языке, как было сказано в сценарии, но уже и на английском, арабском, шведском.
- А в Болгарии профессор Николов, однокурсник Никиты Михалкова, приехал к храму Александра Невского, чтобы рассказать подробности его 48-летнего строительства при 31 премьер-министре, - рассказывает известный актер Николай Бурляев, - и пожалеть в кадре о том, что треть молодого поколения покинула Болгарию. И что храмы пусты.
- Наши фильмы - не лакировочные,- подчеркивает руководитель церковно-научного центра "Православная энциклопедия" Сергей Кравец, - мы ни в одном из них не старались приукрашивать ситуацию и во многих сериях говорим очень горькие вещи.
Иногда рискованные. Так, прогуливаться по мосту Приштины без охраны и говорить на русском, который многие вокруг понимают, о варварском разрушении 150 православных храмов с фресками, соотносимыми с рублёвскими и Феофана Грека, было не так уж безопасно.
Создатели сериала при этом не ставили перед собой задачу вместить все разнообразие содержания в единую эстетику: фильмы о православии Сирии и Ливана иные, чем Америки или Японии. Сергей Кравец вспомнил, как его когда-то удивила часто повторяемая фраза помощника покойного митрополита Лавра "О,кей, спаси Господи", показавшаяся ему символом американского православия:
- Идея фильма как раз родилась из ощущения, что в сегодняшнем непростом мире мы не одни, - говорит Кравец. - И православие не сводится к Русской православной церкви, авторитетнейшей, но не единственной. При фундаментальном единстве мир православия очень разнообразен.
- Чувство такое, что нам было позволено прикоснуться к истине, - рассказывает о своих впечатлениях Николай Бурляев, 45 минут фильма стоили которому 5 тысяч верст по Балканам в течение шести дней.
Актер Сергей Варчук передал журналистам мольбу православного араба о помощи местной Православной церкви и сетования о том, что количество православных сокращается, а актер и телеведущий Сергей Колесников, наоборот, рассказал о том, что в Америке оно растет.
Пока журналисты смотрели отрывки из будущих, еще не до конца отснятых серий, за стеной известный режиссер Владимир Хотиненко вел монтаж художественного фильма "Псковская миссия" (о миссии Русской церкви на оккупированной территории), в котором, впрочем, нет ни одного не случившегося в реальности события, начиная с Крестного хода в окружении немецких овчарок и кончая вызволением детей из концлагеря. Несмотря на два художественных проекта (кроме "Псковской миссии" - фильм о святителе Алексии и трудной истории России в XIV веке), церковно-научный центр "Православная энциклопедия" не собирается оставлять документальное кино, тем более что, по словам Сергея Кравца, к ним поступают предложения снимать фильмы о культурных и цивилизационных началах мировых религий - ислама, иудаизма.