24.04.2008 04:30

Дорожный сигнал

Через три года расходы на содержание и ремонт дорог должны быть увеличены вдвое

Разбитые дороги вывели на улицу жителей Первоуральска. Горожане организовали группу общественных дорожных комиссаров: с линейкой в руках замеряют все ямы на асфальте.

Составленная таким образом карта городской пересеченной местности будет передана властям. Впрочем, и в других городах области ситуация немногим лучше. И это несмотря на то, что объемы средств, направляемые в дорожную сферу, в последнее время стабильно растут. В нынешнем году регион планирует истратить на дороги 12 миллиардов рублей. Динамика увеличения вложений будет сохраняться и впредь, а с 2011 года расходы должны составить 26 миллиардов. Столько средств региону необходимо направлять на содержание дорог по новым федеральным нормативам.

Но при существующей структуре дорожных расходов, технологиях качество автотрасс так и может остаться крайне низким.

Покончить с практикой "закапывания" казенных денег в дорожные ямы вознамерились и свердловские парламентарии. В Облдуме создана рабочая группа по вопросам организации транспортного обслуживания и дорожной деятельности на территории Свердловской области. С ее руководителем Ринатом Садриевым беседует корреспондент "РГ".
 
Российская газета: Скажите, лично у вас есть понимание того, что мешает региону хорошо строить и содержать дороги?

Ринат Садриев: Понимание есть. Навести порядок на федеральных трассах российские власти намерены к 2013 году. Это сигнал и для нашей области, где одиннадцать тысяч километров региональных дорог, еще почти пять тысяч приходится на ведомственные, муниципальные и бесхозные дороги. Но даже при планируемом с 2011 года ежегодном увеличении бюджетного финансирования дорожной отрасли до 26 миллиардов рублей ситуация сама по себе не изменится. Надо менять подход к решению проблем. Невозможно развивать отрасль, пользуясь старыми техническими регламентами.

И это не единственная проблема. В развитых государствах новую дорогу не нужно ремонтировать лет десять, а у нас она рассыпается через год-полтора, после чего начинается ямочный ремонт. Кстати, такого понятия в мировой практике нет. Далее, мы столкнулись с несовершенством процедуры конкурсных торгов по освоению казенных средств. Во главу угла здесь поставлен принцип минимальной цены. К чему это приводит? Конкурс выигрывает фирма, предложившая выполнить работу за самую низкую цену, а в результате средств не хватает на качественное выполнение дорожных работ. Или у фирмы-победителя в наличии только пакет документов, а материальные и производственные ресурсы отсутствуют.

Непрофессионализм демонстрируют не только строители, но и ответственные за дорожную деятельность чиновники. Иначе как расценивать ситуацию, когда муниципальные власти не хотят или не могут обосновать предлагаемую им федеральным центром субсидию. Именно таким образом средства упустил Екатеринбург.

РГ: Нередко выявляются факты нецелевого или неэффективного расходования дорожных денег. С этим явлением как-то можно бороться?

Садриев: Сейчас органы прокуратуры расследуют несколько таких случаев. В частности, факты нецелевого расходования средств областного бюджета в 2006 году на сумму более двух миллионов рублей выявлены в ходе проверок, проведенных Счетной палатой. По мнению ревизоров, была завышена стоимость работ. Но это лишь частичная проверка расходования бюджетных денег, направляемых на нужды дорожной сферы, а контроль должен быть и системным, и жестким.

РГ: Если наши фирмы не могут делать дороги хорошо, так, может быть, привлекать зарубежные?

Садриев: Для этого нужно сделать эту сферу инвестиционно привлекательной, возможно, внести изменения в процедуру конкурсных торгов. Хотя на проблему надо смотреть по-другому. Да, в Казахстане хорошие дороги строят японские и турецкие специалисты с использованием своих технологий. Но вопрос здесь еще и в дисциплине и ответственности: не станут ли японские или турецкие строители нарушать технологию - использовать в дорожном слое битум, которому место на мусорной свалке?

РГ: Вернемся к необходимым 26 миллиардам рублей. Источники средств определены?

Садриев: Пока лишь на треть. Хочу отметить, что применение новых дорожных нормативов влечет за собой возникновение дефицита областного бюджета, эти вопросы будут обсуждаться при рассмотрении проекта областного бюджета на 2009 год и на плановый период 2010 - 2011 годов.