03.07.2008 02:00
    Поделиться

    Виктор Кирьянов: Никаких задач выявить определенное число нарушителей перед инспектором не ставится

    С 1 июля вступило в силу законодательное определение состояния опьянения водителя - это содержание алкоголя в крови не более 0,3 промилле, а в выдыхаемом воздухе - 0,15 миллиграмма на литр "выдоха".

    "Алкогольные послабления" комментирует начальник Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России генерал Виктора Кирьянов, принявший участие в "Деловом завтраке" в "Российской газете".

    "Алкогольных послаблений" нет и не будет

    Российская газета : Виктор Николаевич, 0,3 промилле - это сколько в граммах?

    Виктор Кирьянов : Ни грамма! Когда слышите заявления со страниц газет и с телеэкранов, что можно сесть за руль, приняв "на грудь" незначительное количество алкоголя, знайте - это большое заблуждение!

    Норма 0,3 промилле принята совсем не для того, чтобы разрешить употреблять за рулем, а для того, чтобы избежать некоторых спорных ситуаций при приеме водителем лекарств. У человека, например, повышен эндокринный алкоголь, а он принял лекарство, настоянное на спирту... Чтобы исключить вот такие спорные моменты, и установлена определенная норма.

    РГ : Некоторые газеты 1 июля вышли с заголовками: с сегодняшнего дня можно пить за рулем...

    Кирьянов : Информация, граничащая с провокацией. Зачем такое писать?

    Представьте себе, если тот, кто ратует за употребление алкоголя, даже незначительное, сам станет жертвой водителя, не рассчитавшего свои промилле. Ведь для каждого человека и 0,3 промилле воспринимаются по-разному. Один выпьет одну норму - получится 0,3. Другой выпьет столько же, но у него получится больше. Поэтому мой совет: не пейте. То есть воспринимайте объявленную норму в 0,3 промилле однозначно в качестве рекомендации вообще не пить за рулем.

    РГ : Сейчас многие водители покупают алкотестеры. Перед выездом проверяются: даст положительный результат или нет. Насколько подобная самопроверка гарантирует безопасность?

    Кирьянов : Когда начинаешь анализировать "пьяные аварии", особенно чудовищные, с гибелью детей, страшная картина вырисовывается. В 30 процентах в ДТП дети становятся заложниками взрослых. Посмотрите, как выходные - трагедия. То пьяный с ребенком в салоне в озеро упадет. То на полосу встречного движения вылетит...

    РГ : Даже в ресторанах начали устанавливать алкотестеры...

    Кирьянов : Кто-то воспримет норму в 0,3 промилле в качестве послабления: ага, теперь можно! Заплати деньги, подуй в трубочку, узнай, сколько еще можно выпить. И пей... Но ведь вы не знаете, что за алкотестеры там установят, как сертифицировали. И мой совет прежний: лучше все-таки не пить.

    РГ : Вот ситуация: человек принимает лекарство на спирту. Например, сердце пошаливает. Алкотестер уловит пары?

    Кирьянов : Лекарство лекарству рознь. Есть еще немало вопросов, которые предстоит решить. И вот этот - один из них.

    Мы сейчас очень плотно работаем с врачами - ведь каждый лекарственный препарат действует по-своему. Иной, например, может замедлить вашу реакцию. Для водителя это, как сами понимаете, опасно.

    Проверки на дорогах

    РГ : По новым правилам сотрудники ГИБДД могут сами, без врачей, решать, пьян водитель или нет. Для этого они получат новые алкотестеры с принтером, способные не только устанавливать уровень алкоголя в выдыхаемом воздухе, но и сразу же распечатывать результаты теста. А не возникнет ли у инспекторов соблазна устроить массовые проверки, останавливая всех подряд?

    Виктор Кирьянов : У нас поводом для проверки являются основания полагать, что водитель находится в состоянии опьянения - это, например, запах алкоголя изо рта, неустойчивость позы, нарушение речи, резкое изменение окраски кожных покровов лица, поведение, не соответствующее обстановке.

    Что же касается массовых проверок, то во многих европейских странах вообще нет практики выхватывать из потока водителей поодиночке. Там проверки массовые. Например, в Финляндии делают просто: приезжает несколько экипажей дорожной полиции и несколько экипажей медицинской службы. И прямо на трассе останавливают человек 50. Не выборочно, а всех подряд. И абсолютно всех проверяют на предмет состояния опьянения. Что ж, может, и мы к такой практике придем. Ничего страшного в этом нет, но сначала стоит все обсудить, продумать - как сделать проще и эффективнее.

    РГ : А обсуждать планируете с кем?

    Кирьянов : Со специалистами. Возможно, и с участниками дорожного движения. В результате внесем предложения о возможных изменениях в законодательстве.

    РГ : Вот еще вопрос: правом принимать решение на основе показаний алкотестера будут обладать какие-то выборочные, специально подготовленные инспекторы?

    Кирьянов : Нет. Каждый инспектор, заступивший на службу и получивший данный прибор, может его использовать. Мне очень хотелось бы, чтобы в каждом нашем патрульном автомобиле находился такой современный алкотестер.

    РГ : А если водитель не соглашается с показаниями прибора, говорит, что он трезв как стеклышко?

    Кирьянов : Доставим его в лечебное учреждение, где есть лицензия на медосвидетельствование.

    РГ : Кстати, во Франции начали борьбу с "пьяными авариями" с пропаганды здорового образа жизни.

    Кирьянов : Мы давно поднимаем этот вопрос. Существует так называемая социальная реклама. Простые и понятные ролики: надень ремень безопасности, не пей за рулем. Но пробиться с этой социальной рекламой к массовому телезрителю нам пока не удается.

    Плана "по нарушениям" нет

    РГ : Существует ли у инспекторов план по количеству выявленных нарушений? Скажем, задержать за время дежурства столько-то пьяных.

    Кирьянов : Нет, такого плана нет.

    На каждом совещании я ставлю задачу: работать только на основе анализа, в местах повышенной аварийности, с учетом обстоятельств движения в тот или иной конкретный день. И требую расставлять инспекторов там, где они могут влиять на ситуацию. А в московском регионе, крупных городах - еще и с задачей помочь участникам движения проехать сложные участки.

    Конечно, случается пока, что инспекторы уходят с перекрестка в сторонку и начинают останавливать машины. Трудно это перебороть. Сам езжу, ругаю. Но опять же: никаких задач выявить определенное число нарушителей не ставится.

    Не брать и не давать!

    РГ : А что со взятками?

    Кирьянов : Не давать и не брать!

    Если мы хотим изменить ситуацию, начинать надо не с карательных мер, а с причин и условий, которые способствуют взяткам. Причины известны: ненормальные условия труда инспекторов, подорванное здоровье, низкая зарплата, отсутствие должной социальной защиты.

    Я лично очень благодарен инспекторам, которые работают на линии. Ведь каждый день в сводках - то вынужденное применение огнестрельного оружия, то другие инциденты, связанные с риском для их жизни. Суток не было, чтобы наши сотрудники не находили наркотиков, оружия. И при этом заключение врачей: условия труда вреднейшие! Особенно в мегаполисах. Ведь столько, например, отравленного свинцом воздуха глотают! Говорим о демографии, а молодых мужиков гробим.

    Мы можем привлечь любые контролирующие органы, наслать проверяющих, но ничего не изменим, пока человек сам не поймет, что работать честно - лучше. Я уверен: надо бороться не с абстрактной коррупцией, а искоренять условия, когда одному выгодно давать, другому - брать.

    Департамент обеспечения безопасности дорожного движения МВД России

    Адрес для писем и обращений: 101990, Москва, ул. Мясницкая, 3

    Справочная служба УГИБДД ГУВД по г. Москве: (495) 623-49-09

    E-mail: : www.gibdd.ru

    Поделиться