14.07.2008 01:55
    Поделиться

    Под угрозой закрытия оказался единственный на Кубани детский автогородок

    В крае на грани срыва находится выполнение Федеральной целевой программы по безопасности дорожного движения: Краснодар остался без автогородка, который в течение многих лет был центром профилактики детского травматизма. Его школу прошли свыше двух миллионов ребят.

    Три гектара раздора

    Этот необычный городок появился в Краснодаре стараниями энтузиастов 30 лет назад. Тогда с участием строительных организаций и самих горожан на площади почти в три гектара на улице 2-й Пятилетки, 19, были обустроены игровые остановки общественного транспорта, железнодорожный переезд, тоннель и "трасса" со сложными перекрестками, регулируемыми не только дорожными знаками, но и настоящими светофорами. Дорога проходила мимо вокзала, больницы, магазина, школы: все домики, понятно, не настоящие, но с их помощью моделировались жизненные и дорожные ситуации. В 1981 году по результатам всесоюзного смотра детский автогородок краевого центра признали лучшим в стране.

    Правда, с тех пор он ни разу не реконструировался, поэтому не только морально устарел, но и физически износился. Не раз появлялись желающие вытеснить детей с этой территории, однако ее все же удавалось для них отстоять. Автогородок начал возрождаться после того, как приобрел статус муниципального образовательного учреждения, но неожиданно над ним снова сгустились тучи.

    Произошло это после того, как на трех гектарах земли в центре Краснодара ВДЦ "Орленок" предложил возвести гостиничный комплекс для временного размещения школьников, прибывающих со всей страны на отдых на Черном море. Наверное, без особых проблем для этих целей можно было бы подыскать участок где-то на окраине, рядом, к примеру, с аэропортом и транспортными развязками. Но местные власти почему-то решили ущемить интересы городских детей, и в конце 2005 года "Орленок" получил разрешение на производство проектно-изыскательских работ и разработку проекта строительства гостиничного комплекса именно на месте автогородка.

    Судьба же муниципального образовательного учреждения чиновников, похоже, не сильно волновала, ибо необходимый документ они подписали даже без согласования с ГИБДД края. И только почти через год инспекцию поставили перед уже свершившимся фактом.

    Дети под высоковольтной

    Современные детские автогородки есть сегодня во многих крупных городах страны. Благодаря Федеральной целевой программе "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах" у краснодарцев появилась реальная возможность реконструкции старого или строительства нового учебного автополигона для школьников. Однако с прежнего места детей выдавили, а нового для них так до сих пор и не нашли.

    После долгой и безрезультатной переписки руководства ГИБДД с городскими властями начальник ГУВД края вынужден был обратиться к губернатору. В январе 2007 года генерал-лейтенант Сергей Кучерук попросил Александра Ткачева "решить вопрос о выделении равнозначного земельного участка и оборудования в удобном для посещения месте нового общегородского центра безопасности дорожного движения, отвечающего всем требованиям, предъявляемым к данному типу сооружений, либо сохранить существующий, проведя его реконструкцию".

    Тут же последовала реакция, и губернатор поручил своим подчиненным разобраться в сути проблемы. После чего руководители сразу нескольких краевых департаментов дали заключение, что ликвидировать существующий детский автогородок можно только после выделения равнозначного земельного участка для строительства нового. Кстати, четыре миллиона рублей на эти цели заложено в нынешнем региональном бюджете. А в прошлом году у Краснодара была реальная возможность получить финансирование в рамках федеральной программы, но предназначенные Кубани пять миллионов рублей ушли в другой регион из-за того, что в городе так и не собрали необходимый пакет документов. Впрочем, и освоение краевых денег под большим вопросом, ибо мэрия никак не может решить земельный вопрос.

    - Второй год городские власти ищут место для нового автогородка, - говорит начальник отдела пропаганды безопасности дорожного движения ГИБДД края Тамара Савченко. - Обсуждались разные варианты, но в итоге оказывалось, что вся земля отдана предпринимателям или инвесторам.

    Одно из последних предложений касалось участка в полгектара, расположенного... под высоковольтной линией электропередачи. Другого подходящего места для детей городские власти найти не смогли.

    Бумажный круговорот

    Пока взрослые заседали, на дорогах продолжали гибнуть дети. За последние пять лет только в Краснодаре погиб почти целый класс и около тысячи ребят получили травмы. Но 30 лет назад цифры были еще страшнее.

    - Сейчас значительно снизилось количество происшествий по вине детей, - продолжает Савченко. - И теперь нас лишают возможности координации работы по профилактике детского травматизма. Ведь на базе краснодарского автогородка проходили районные и городские соревнования юных инспекторов движения.

    Муниципальное учреждение дополнительного образования "Детский центр безопасности дорожного движения" в прошлом году перевели в одну из школ, а территория автогородка зарастает травой. Недавно практически в полевых условиях кубанская команда готовилась к всероссийским соревнованиям.

    - Они проходили в Ростове-на-Дону, где для ребят построили замечательный автогородок, - говорит руководитель кружка ЮИД краснодарской СШ № 30 Светлана Тюрина. - Для фигурного вождения изготовили спецоборудование, есть компьютерные классы, мультимедийка, а мы все эти годы дедовскими методами тренировались с помощью карточек и деревянных фишек. Все держалось на энтузиазме подвижников. Я ведь раньше по две команды в год выпускала, а теперь с трудом одну удалось собрать.

    Да, увлечь ребят сегодня куда сложнее, чем 30 лет назад. "Орленок" обещает возвести в Краснодаре по улице 2-й Пятилетки, 19, современный автодром. По словам генерального директора ВДЦ Александра Джеуса, после завершения строительства объект будет передан городу. Однако при согласовании проекта намерений с руководством ГИБДД края речь шла о строительстве "многопрофильного центра приема детей гостиничного типа на 500 мест с детским автогородком для "Орленка" на отведенном распоряжением главы муниципального образования город Краснодар земельном участке по адресу г. Краснодар, ул. 2-й Пятилетки, 19".

    Это цитата из официального письма в ГИБДД края. Там его восприняли с удивлением. Ведь современный городок должен иметь протяженность дорог и тротуаров по два-три километра с игровыми элементами тех объектов, с которыми дети сталкиваются в реальной жизни. Где же все это поместится, если гостиничный комплекс на 500 мест должен иметь собственную инфраструктуру, хозяйственные постройки и, естественно, большой паркинг для автобусов? Да и непонятно, кто станет здесь хозяином?

    Сейчас за профилактику детского травматизма отвечают органы образования.

    - Если эту землю отдали "Орленку", то нужно выделить равнозначную территорию под строительство нового автогородка, - считает руководитель департамента образования и науки края Татьяна Хлопова, - чтобы ребятам было удобно добираться из любого конца города. В мэрии заверили, что ищут подходящий участок, но пока никто с нами этот вопрос не согласовывал.

    На днях выяснилось, что здесь вообще прекратили поиски. Как сообщил корреспонденту "РГ" главный архитектор города Александр Кузнецов, "автогородок будет реконструирован на прежнем месте рядом с многофункциональным центром гостиничного типа на 500 мест по приему детей". Инвестором, по словам Кузнецова, выступает ВДЦ "Орленок", а необходимые средства "в соответствии с распоряжением губернатора выделены из федерального бюджета".

    Комментарий

    Иван Перонко, вице-губернатор Кубани, руководитель краевого департамента по финансам, бюджету и контролю:

    - Прямых вложений в федеральную собственность краевой бюджет делать не вправе: это разные финансовые полномочия. Но губернатор может согласовать с федеральным агентством по образованию выделение средств для развития федерального учреждения, расположенного на Кубани. Не исключено, что ВДЦ "Орленок" в данном случае действительно собирается инвестировать и внебюджетные средства в строительство. Однако финансирование возможно лишь при условии перевода земли из муниципальной в федеральную собственность. Хозяином готового объекта станет ВДЦ "Орленок", который в дальнейшем с мэрией может заключать договоры о сотрудничестве. На мой взгляд, в данной ситуации разумнее было бы подыскать подходящий участок для "Орленка" в другом месте, ведь за городом довольно много федеральной земли. И не нужно было бы ломать голову с ее переводом из одной категории в другую. Ведь это очень сложный процесс.

     

    Поделиться