30.07.2008 03:45
    Поделиться

    Для реализации проекта Мурманского транспортного узла не хватает денег, кадров и земли

    Мурманский транспортный узел - крупнейший инвестиционный государственный проект. Его пропускная способность составит 30 миллионов тонн грузов, а еще через пять лет увеличится вдвое.

    Современные железнодорожные развязки, контейнерные терминалы, нефтяные терминалы - по первоначальным планам должны были заработать уже в следующем году.

    В реальности на месте будущего транспортного узла прежние железнодорожные пробки,  один старый морской вокзал и рейдовая перевалка нефти в Кольском заливе. Почему застопорилась подготовка к реализации крупномасштабного проекта, выяснил корреспондент "РГ". Оказалось, что Мурманская область объективно не готова воплотить в жизнь столь грандиозные планы.

    Во-первых, по данным Кольского научного центр РАН, население области продолжает убывать. Сейчас миграционная убыль почти в четыре раза превышает естественную. Уезжает из региона в основном трудоспособное население и молодежь. Среди тех кто уехал, 77 процентов - люди экономически активного возраста.  Одним из результатов оттока трудовых ресурсов стал жесточайший кадровый голод, который испытывает экономика региона. В первую очередь - строительная отрасль. Дефицит рабочих рук носит системный характер - не хватает как рабочих, так и инженерных кадров. По мнению экспертов, область не сможет реализовать столь крупный проект как Мурманский транспортный узел только за счет собственных трудовых ресурсов.

    - Уже сейчас очевидно, что как бы мы ни старались, заполнить дефицит кадров в строительной отрасли без привлечения рабочих и специалистов из других сфер деятельности и других регионов невозможно, - рассказал корреспонденту "РГ" руководитель областного департамента по строительству и ЖКХ Николай Бережной.

    Действительно, восполнение кадрового дефицита за счет жителей других регионов - распространенная и эффективная практика. Ведь и сама Мурманская область заселялась именно по такому принципу.

    Люди ехали осваивать Север со всех концов страны. На Кольском полуострове, как грибы, росли города и промышленные предприятия. Бурно развивалась строительная отрасль.

    Сейчас ситуация иная. По подсчетам специалистов, когда проект вступит в активную стадию, население Мурманска может увеличиться почти на 17 процентов. Только где они будут жить - большой вопрос.

    Ныне строительный комплекс региона находится в упадке и оценивается учеными как "фактор слабости" региона.

    Еще один сдерживающий фактор - дефицит электроэнергии, который испытывают предприятия на севере Мурманской области. Реализация крупных инвестиционных проектов потребует дополнительно более 300 мегаватт электроэнергии. Парадокс ситуации заключается в том, что электричества в Мурманской области вырабатывается с избытком. На сегодняшней день имеется около 400 мегаватт "лишней" энергии. Но неразвитость сетевого комплекса, малое количество подстанций не позволяют доставить эту электроэнергию потребителям.

    Впрочем, появилась надежда, что эта проблема будет решена. Сейчас областным правительством и энергетиками разработана программа действий по расширению сетевого строительства. Общий объем инвестиций в рамках соглашения превышает 64 миллиарда рублей.

    Намечаются пути выхода из еще одной непростой ситуации, касающейся земельных отношений. Дело в том, что некоторые участки, на которых планируется построить федеральные объекты, не принадлежат государству. Например, на площадке, где должен появиться контейнерный терминал, сейчас размещаются полтора десятка собственников и арендаторов. Да и будущая железнодорожная ветка будет частично проходить по землям коммерческих компаний. Как рассказали корреспонденту "РГ" в областном департаменте промышленности и транспорта, сейчас идет напряженная работа по поиску вариантов возвращения таких земель в федеральную собственность.

    Прямая речь

    Юрий Евдокимов, губернатор Мурманской области:

    - Нас порой упрекают, что проект по развитию Мурманского транспортного узла реализуется слишком медленно. Надо понимать, насколько это серьезная и объемная работа. Так, инвестиции по этому проекту составляют более 309 миллиардов рублей - почти десять годовых бюджетов Мурманской области! Но зато в 2011 году и нефтяной, и контейнерный, и угольный терминалы на западном берегу Кольского залива будут. И каждый из них дает как минимум 800-1000 рабочих мест для мурманчан.

    Поделиться