Рекордный урожай зерна в этом году, как никогда, обострил проблему нехватки вагонов для его перевозки. Аграрии и железнодорожники снова сошлись в непримиримом споре. Добавится ли от этого вагонов?
Аграрии пытаются доказать, что вывозить урожай просто не на чем. Из-за этого цена на пшеницу в самых изобильных регионах может упасть ниже уровня рентабельности. Есть якобы даже угроза порчи части урожая. В свою очередь железнодорожники уверяют, что вагоны для перевозки зерна есть. А сама проблема сложней, чем представляется. Поэтому в следующем году они планируют создать спецкомпанию, которая будет заниматься не только транспортировкой аграрных грузов, но и построит 5 отгрузочных элеваторов, а также примет участие в реконструкции 17 уже действующих.
По статистике РЖД, по России ездят почти 30 тысяч зерновых вагонов - хопперов. Вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут называет даже большую цифру - 33 тысячи вагонов. Но при этом утверждает, что 25 тысяч из них задействованы на перевозке цемента и других сыпучих стройматериалов. Отмыть их дочиста невозможно, поэтому для перевозки зерна они непригодны. А из оставшихся 8 тысяч почти половина старше 22 лет и просится на пенсию. Причем с учетом планов развития сельского хозяйства к 2012 году аграриям понадобится дополнительно еще хотя бы 10 тысяч вагонов.
В принципе этот спор не прекращается столько же лет, сколько существует железная дорога. Но сейчас, похоже, дело стало сдвигаться с мертвой точки. В дискуссию, по нашим данным, вмешался первый вице-премьер Виктор Зубков и предложил сторонам, мягко говоря, оптимизировать позиции.
Зерновики признают, что груз у них сезонный. И с этим, похоже, придется смириться всем. Кроме того, Александр Корбут согласен с тем, что более 700 точек отгрузки зерна по стране - это многовато. Бывает, что составы формируются буквально в чистом поле. Маневровый тепловоз таскает по одному вагону на большие расстояния. Из-за этого оборот хопперов очень медленный.
Чтобы победить эту проблему, зерновики тоже выступают за строительство элеваторов. Но приглашают к партнерству государство - агробизнесу самостоятельно эту работу не осилить.
Эксперты утверждают, что, пока зерновые компании не обзаведутся собственными хопперами, у них будут возникать трудности с транспортировкой. Александр Корбут на это отвечает, что пока покупка вагона экономически невыгодна: цены на хопперы за последние 3-4 года выросли у нас в стране в 3 раза, и затраты окупаются за 12-15 лет. А самый длинный льготный кредит для аграриев - десятилетний. Поэтому частных хопперов у нас в стране всего 700 штук.
Причем в тарифе на перевозку львиная доля приходится на инфраструктурные услуги железнодорожников. А так называемая "вагонная составляющая" не превышает 20 процентов. То есть именно на столько снизятся затраты на перевозку у того, кто купит себе вагон. Зерновой союз предлагает так повысить "вагонную составляющую" (не меняя тариф), чтобы сократить срок окупаемости нового вагона хотя бы до 9 лет. На таких условиях бизнесмены готовы стать "вагоновладельцами".
Некоторые эксперты подозревают, что железнодорожники не горят желанием отдавать даже часть растущего рынка зерновых перевозок. Поэтому они и создают компанию, специализирующуюся на аграрных перевозках.
По плану она начнет действовать только в следующем году. Предложения зерновиков, если и будут приняты, дадут эффект еще позже. Поэтому вопрос о том, что будет с урожаем-2008, остается открытым. По прогнозам, он достигнет 95 миллионов тонн. Это почти на 13 миллионов тонн больше, чем в прошлом году. Тогда тоже были проблемы с транспортировкой зерна. Но выручила Украина, которая не экспортировала свою пшеницу. В этом году украинцы соберут большой урожай и намерены активно вывозить его за границу. Так что соседских вагонов нам теперь не видать, как своих ушей.