16.09.2008 03:00
    Поделиться

    Эксперты утверждают: высокие цены на топливо не приведут к проблемам на туристических направлениях

    В конце прошлой недели неожиданно объявила себя банкротом одна из крупнейших туркомпаний Великобритании - XL. В результате пострадало около 300 тысяч человек. В России это мгновенно аукнулось слухами и тревогой: не обанкротятся ли вслед за британской компанией работающие с ней российские туроператоры?

    Опасения, в общем-то, небезосновательны. Вспомним летнюю ситуацию, когда обанкротилась крупная немецкая турфирма. Она потянула за собой российскую "дочку" - компанию "Детур" - и 600 российских граждан застряли в гостиницах и аэропортах Турции и России.

    Как выяснили корреспонденты "РГ", компания XL, обладающая собственной авиакомпанией, совершала рейсы в 50 направлениях, главным образом в страны Средиземноморья. Одна из основных и официальных причин банкротства - нет денег на топливо. К счастью, россиян среди клиентов британского туроператора нет. Иначе вполне можно было бы ждать "Детур-2". Кстати, отдельные эксперты от турбизнеса связывают банкротство "Детура" все с тем же европейским топливным кризисом.

    Однако то, что для немцев плохо, русским сыграло на руку. "В отличие от иностранных государств российское законодательство не запрещает перекладывать расходы на топливо на плечи туриста, - говорит первый вице-президент Ассоциации туроператоров России Владимир Канторович. - Изначально против включения в стоимость путевки топливных сборов протестовали даже сами операторы. Но, как оказалось, именно это позволило отечественному турбизнесу в сегодняшней непростой ситуации удержаться на плаву".

    С начала этого года российский турист уже выдержал 30-процентное подорожание турпродукта. Больше всего выросли цены на дальних направлениях, например на Кубу и в Юго-Восточную Азию. Здесь топливная надбавка может добавить к стоимости тура несколько сотен долларов. Меньше всего пострадали туристы, кто своим местом отдыха выбирает традиционно Турцию, Египет или Болгарию. По этим направлениям в среднем топливная надбавка составляет 50-100 долларов.

    Как ни странно, соотечественников подросшие цены на путевки пока не смогли напугать. По данным Ростуризма, с начала этого года поток выезжающих на отдых за рубеж вырос на 29 процентов. Центр стратегических исследований "Росгосстраха" дает еще более оптимистичный прогноз: число российских туристов, выезжающих за рубеж в 2008-2010 годах, будет расти и концу периода составит около 16 миллионов человек. Сейчас порядка 5 миллионов. При этом наиболее динамично в ближайшие годы будут развиваться экзотические направления: Сингапур, Мексика, Куба, Вьетнам. При условии, конечно, что всем нам в ближайшие годы из-за растущих цен на авиационный керосин не придется пересаживаться на поезда.

    Что же касается топливной проблемы, то, по данным российского аналитика рынка авиаперевозок Елены Сахновой, в следующем году ситуация будет выправляться. Цены на керосин уже пошли вниз и в дальнейшем будут корректироваться. Авиаперевозчикам надо пережить этот черный год. Конечно, хуже всего придется в этом году низкобюджетным перевозчикам, они могут разориться. В целом в авиаотрасли нас ждет огромный виток слияний и поглощений. Станет больше крупных игроков, которые, конечно, выживут, ведь авиация - востребованный вид транспорта.

    Если оценивать возможности создания у нас в стране нового национального авиаперевозчика, то сама идея верная, считает Елена Сахнова. По ее словам, на рынке российских авиаперевозок мало хороших управленцев, и еще надо собрать эффективную команду. Команду, которая сможет поднять низкорентабельный авиабизнес. К тому же у нового перевозчика не очень хорошее наследство - долги и неэффективный топливнозатратный авиапарк. По долгам надо будет платить, а новые самолеты надо будет закупать, и причем пока за границей. А здесь встает вопрос отмены таможенных пошлин на весь модельный ряд авиамашин.

    Поделиться