16.10.2008 01:00
    Поделиться

    Под крышей Московского дома национальностей уживаются представители более 100 народов

    Московскому дому национальностей - 10 лет. Подводя вместе с "РГ" первые итоги, его директор Петр Лемперт уверен, что это время прожито не зря. Многое удалось сделать, но главное - удалось достучаться до умов и сердец представителей национальных общин.

    Российская газета: Петр Иванович, так что это такое - Московский дом национальностей? Место встреч, клуб, объединяющий людей по интересам, переговорная площадка, где удается находить компромиссные решения по самым острым вопросам?..

    Петр Лемперт: Все, вместе взятое. Здесь представлено более 100 аккредитованных национальных общественных организаций. Именно тех, которые выразили желание работать под эгидой правительства Москвы. Участие же в наших проектах, направленных на межнациональное согласие, поддержание стабильности, воспитание чувства толерантности, поднимает их статус. Основное внимание все годы существования нашего дома мы уделяли работе с молодежью, развитию национальных видов культур, взаимодействию с национальными общественными организациями, вели и ведем огромную научно-методическую деятельность. Работа с детьми и подростками заключается в воспитании патриотизма. В этом году начали замечательный проект под названием "Мир без углов". Организовали в Калужской области настоящий юрточный лагерь. В таких необычных условиях - в настоящих юртах, отдыхали дети различных национальностей. Там с ними занимались педагоги, психологи, которые рассказывали детям, как нужно себя вести и как недопустимо, чтобы не возникли конфликты на национальной почве. Внушали простые истины: все люди рождаются равными, не важно, какой человек расы или национальности, с каждым можно найти общий язык и даже подружиться. Главное - никого не унижать и не оскорблять, не терять прежде всего собственного лица.

    Начали отличный проект "Созвездие национальностей". Планируем собирать группы детей - с 5 до 7 лет и с 7 до 12 лет, которых приведут к нам родители. Будем работать и с теми, и с другими. Один час занятий посвящается национальным спортивным танцам, а второй - опять же психологическим тренингам. Периодически также устраиваем национальные рок-фестивали. Проходит конкурс национального костюма. Есть проект "Ими гордится Москва". Последним почетным гостем в рамках этого проекта был

    замечательный детский доктор Леонид Рошаль. Он тогда только что вернулся из Южной Осетии и поделился своими впечатлениями. Есть у нас постоянно действующая этноартгалерея. Там выставляют свои произведения национальные художники. Таким образом, стараемся пропагандировать культуру малых народов, вспоминаем забытые имена. Великих художников помнят всегда. Но культуру народа создавали веками, и люди, которые, может, и не были гениями и не смогли прославиться, тоже оставили свой след, предложили новое направление в живописи, графике, скульптуре. Недавно завершился международный конкурс национальных культур "Красота спасет мир", в котором приняли участие более 2,5 тысячи талантливых людей из многих стран. Проводим фестиваль "Прямая линия". Его главная идея - неразрывность эпох, крепкая связь традиций и культуры нового времени.

    РГ: Культурная жизнь насыщенная, а конфликты улаживать приходится?

    Лемперт: У нас регулярно проходят различные симпозиумы, семинары, конференции, посвященные каким-то острым конфликтным ситуациям, на которых высказываются позиции, предлагаются пути решения спорных вопросов. После трагических событий в Южной Осетии мы собрали у себя и россиян, и осетин, и грузин. Оставались до последнего момента, конечно, опасения, что к грузинам будет негативное отношение. Но все прошло мирно. Выработали общую позицию, выступили с резкой критикой грузинских властей. И те представители Грузии, которые пришли к нам, такой подход поддержали.

    РГ: А каков эффект от таких встреч? Собрались, поговорили, разошлись, а дальше-то что?

    Лемперт: Дальше все зависит от того, как поведут себя руководители национальных общественных организаций. Мы обрисовываем им свое видение ситуации, а дальше уже они должны вести активную работу со своими земляками. Со своей стороны, например, мы очень активно работаем с префектурой Юго-Восточного округа столицы. Там сейчас живет, наверное,

    наибольшее число выходцев из различных государств ближнего и дальнего зарубежья, множество трудовых мигрантов. Потому что именно в этой части столицы можно снять самое недорогое жилье. Периодически возникают там и различные конфликты на национальной почве. Мы провели в префектуре "круглый стол" по проблемам, назревшим в округе, пригласили туда чиновников, представителей правоохранительных органов, работодателей, национальных общин. Думали, что соберутся максимум человек 100, а приехало более 400. Люди заинтересованы в таких встречах, обмене мнениями, в совместных поисках решений наболевших проблем.

    РГ: Для русских двери вашего дома также открыты?

    Лемперт: А как же! Мы не разъединяем людей, а объединяем! У нас есть и российские национальные коллективы, и белорусские, и украинские. Одним словом, все братья-славяне. С февраля запущен проект "Русский язык - язык межнационального общения". Сейчас готовим семинар по русскому языку в Севастополе. Потому что на Украине русский язык сегодня особенно ущемлен - так же, как и права русских.

    РГ: Как известно, Москва - одна из самых многонациональных столиц мира. В городе сейчас живет более 100 национальностей...

    Лемперт: 169, если быть точными...

    РГ: Чтобы со всеми найти общий язык, приходится быть дипломатом?

    Лемперт: Безусловно. Каждый лидер, и это естественно, считает, что самая главная именно его общественная национальная организация. И что именно ей следует уделить больше всего внимания. Я стараюсь донести до всех одну простую мысль: у нас не соцсоревнование - все равны. Но, с другой стороны, призываю глав общественных организаций быть более ответственными и активными.

    РГ: Была у вас недавно на празднике, посвященном караимским семьям. Это одна из самых малочисленных национальностей, которые проживают сегодня в столице. Вы специально устраиваете для них такие мероприятия, чтобы они могли, как говорится, заявить о себе на весь мир?

    Лемперт: У нас есть специальный проект "Московские семьи разных национальностей", которому уже три года. Ежемесячно дом отдается в распоряжение представителям какой-либо национальности. Можно сказать, семье, так как чем меньше народ, тем сплоченнее он живет. Караимов в столице проживает порядка 400 человек. Они крайне бережно относятся к своим национальным традициям, обычаям, из поколения в поколение передают секреты национальной кухни, одежды. А в одной семье недавно родился чистокровный караим. Как правило, у таких малочисленных народов браки смешанные. А здесь и мама, и папа - караимы. По этому случаю они даже целый праздник устроили.

    РГ: Как вы считаете, в Москве сейчас меньше чувствуется национальная напряженность, чем, скажем, год, два назад? Вроде криминальные сводки не пестрят большим количеством происшествий о разборках на национальной почве? Или это лишь кажется?

    Лемперт: После событий в Южной Осетии наблюдается всплеск патриотизма. Многих эти события заставили задуматься, вспомнить историю. Ведь тысячелетиями мы жили мирно на территории одного государства. Да, мы говорим на разных языках, но по сути мы - единый народ.

    РГ: Горе объединяет и примиряет?

    Лемперт: Прежде всего заставляет задуматься о всей бессмысленности того, что творят некоторые неразумные политики. И понять, что единственный путь для решения всех межнациональных проблем - это сильное государство.

    Справка "РГ"

    Идея создания Московского дома национальностей принадлежит мэру Юрию Лужкову. В конце 90-х годов прошлого века было принято решение отдать Московскому дому национальностей особняк князей Куракиных, находящийся на Новой Басманной улице, 4. До революции 1917 года здесь располагалась богадельня, в советское же время особняк целиком занимал Московский институт химического машиностроения, руководство которого не слишком заботилось о сохранении памятника русской архитектуры. До передачи особняка Дому национальностей его еще предстояло отреставрировать. На это ушло три года. В 2003 году Московский дом национальностей окончательно обосновался в восстановленном из руин особняке.

    Поделиться