Новости

28.10.2008 02:00
Рубрика: Экономика

Почем водка, хлеб и селедка?

Въездной туризм может выручить только радикальное снижение цен

Столичные эксперты вторят международным специалистам: финансовый кризис ударит в первую очередь по индустрии туризма. Однако, судя по данным, поступающим из российской глубинки, там, напротив, рассчитывают, что будущий сезон будет намного успешнее минувшего. Есть ли основания для такого оптимизма? Чтобы разобраться в этом, ваш корреспондент проехал по так называемому "тверскому медвежьему кольцу". Этот маршрут представляет собой эллипс с максимальным удалением от Москвы километров в четыреста и включает в себя как раскрученные курорты вроде Селигера, так и настоящие "медвежьи углы" вроде Торопца.

Регион в последние годы уделял усиленное внимание развитию туризма, что не могло не подтолкнуть и бизнес. Чиновникам удалось убедить бизнесменов, что расположенная между двумя богатейшими городами страны, Москвой и Питером, безупречная в плане экологии, богатая природными и историческими памятниками Тверская область станет отдушиной для жителей указанных мегаполисов. Что интересно, это в самом деле сработало. Берега озера Селигер, да и вообще многих озер, к которым есть мало-мальски приличная дорога, быстро покрылись созданными с нуля базами отдыха высочайшего класса. Вокруг земель, прилегающих к Селигеру, идет настоящая драка. Однако по качеству базы вокруг Селигера начинают даже проигрывать базам, расположенным возле никому не известных озер и рек по той простой причине, что селигерские базы "старше" (года на три-четыре), а уровень фантазии и степень архитектурного размаха у застройщиков растут чуть ли не каждый месяц.

Владельцы уверены, что в будущем сезоне они встретят еще большее количество туристов, нежели в нынешнем. В самом деле, минувший сезон был пиковым по всем параметрам: свободные места бронировались еще с весны. И даже сейчас поехать на эти базы на Новый год уже вряд ли получится: надо было бронировать с лета. И это при том, что цены на "родные осины" не просто высоки, они вряд ли имеют аналоги в мировом туризме. Я видел коттеджи, пребывание в которых стоит несколько десятков тысяч рублей в день. Причем цены за собственно проживание - это только начало трат. Система "все включено" внедряется медленно, владельцы предпочитают оставить серьезные сектора (например, спиртные напитки, пользование баней и так далее) на усмотрение туриста, иными словами, предоставляют эти услуги за отдельную плату. В итоге чашка кофе - 180 рублей, бокал пива - до 400 рублей, что, наверное, куда как покруче, нежели в аэропорту Шереметьево. Много денег делается на охоте ("завалить" медведя - от 10 тысяч рублей), а также на "штрафах" (скажем, за несанкционированное разведение костров и даже запуск петард штраф опять же 10 тысяч рублей).

Откуда берутся такие цены? Причин две. Во-первых, владельцам нужно "отбивать" свои инвестиции. Этот эффект (новая гостиница - значит, дорогая) известен практически во всех регионах мира, где отели строят малые бизнесмены, предоставленные сами себе, а не международные сети, которые могут позволить себе на первом этапе сбить цену, чтобы приучить туриста (как это было в Турции). Во-вторых, платят же! Зачем снижать цены, если от желающих отбоя нет?

И тут мы приходим к одному неприятному выводу. Кто ездит за границу? В основном - люди, желающие отдохнуть бюджетно. Ведь Египет и даже Турция остаются намного более дешевыми местами, чем Сочи. Если предположить (а так и будет), что часть из них откажутся от этих поездок, совершенно очевидно, что тем более они не смогут платить тех денег, которые требовали с них в Тверской области в этом году, и просто останутся дома. Скорее всего, сократится и поток состоятельных туристов, часть из которых - банкиры, финансисты и прочие уязвимые перед лицом кризиса люди. Но смогут ли тверские базы, снизив цены, удержать поток? Индустрия туризма остается достаточно непрозрачной сферой. Предсказать "ценовое поведение" в принципе нельзя, тем более что мы не знаем, с какими темпами и как долго будет развиваться собственно кризис.

Тем временем в администрации Тверской области видят главную проблему в том, что "провисает" бюджетный сегмент отдыха, и с этим трудно не согласиться. Почему? Неплохие и недорогие базы, расположенные однако же в глуши, куда лучше ехать на внедорожнике, разорялись просто потому, что не могли принять большие автобусы с туристами, а, пытаясь возить их на "нивах" по 2-3 человека, владельцы "горели" на бензине, да и народу это не нравилось. В то же время, если к базе проложена дорога, цена земли мгновенно вырастает на порядки, и владельцам совсем не хочется, понеся такие затраты, поддерживать "бюджетные" цены. Позитивные примеры можно сосчитать по пальцам - так, некий предприниматель предлагает рыбакам за копейки... натуральные землянки, и у него от желающих отбоя нет. Почему же? Человек сумел развернуть рекламу и убедить народ, что, если у тебя не работает мобильный телефон, а умываться приходится из ведра, это очень круто.

Интересно, что такие "нетуристические" города, как Торопец и даже Осташков (в самом по себе Осташкове туристов ведь мало), обзавелись в последние годы неплохими гостиницами по, скажем так, условно-умеренным ценам. Расчет был на туристов, которым нужны не плотские удовольствия, а чудотворные иконы, мощи и выезды на древние курганы. Что ждет владельцев этих гостиниц, которые и потратились, и постарались хорошо (зайдя в холл одной из них, я поймал себя на мысли, что я, наверное, в Германии)? Ответ зависит от того, как они, вкупе с местными властями, сумеют разработать "легенду", то есть систему аргументов, почему турист должен бросить все и ехать в тот же Торопец.

В целом, если есть фантазия и нет жадности, кризис тебя не коснется - такой общий вывод можно сделать их небольшого вояжа по Тверской губернии.

Евгений Арсюхин

Старица-Торопец-Осташков-Торжок

Экономика Туризм Экономика Товары и цены