В Челябинской области система закупок дает серьезные сбои

Система контроля над размещением муниципальных и государственных заказов далека от совершенства. К тому же на местах не могут или не хотят соблюдать закон - такой вывод сделан вчера на аппаратном совещании у губернатора Петра Сумина.

Из 712 заказов, проверенных с начала года Челябинским управлением Федеральной антимонопольной службы России, 685 были составлены с нарушениями, причем с нарушениями как мелкими, так и крупными. В числе мелких - небрежная работа с муниципальными сайтами по закупкам, нечеткие требования к будущим исполнителям, отсутствие котировок и иных необходимых сведений. Из-за таких мелочей потенциальные участники конкурса не могут точно рассчитать цену будущего контракта, а заказ в результате не всегда выполняется качественно. Случается, что о готовящемся конкурсе знают немногие - в виртуальное пространство сведения не выставляются вообще.

Так, администрация Карабаша не сообщила через Интернет о проведении открытого аукциона на модернизацию свалки. Причем начальная сумма контракта, весьма внушительная, привлекательна для потенциальных участников - более 62 миллионов рублей. Администрация Сатки практически засекретила конкурс на проведение работ на 20 миллионов рублей по реконструкции детских садов. Мэрия Катав-Ивановска не сообщила о поисках генподрядчика на строительство новых очистных сооружений - на 35 миллионов рублей.

То, что большинство муниципальных сайтов по закупкам существует для галочки, ни для кого не секрет ("РГ" писала об этом 28 октября в материале "Офф-сайт"). С этим согласны и начальник главного управления материальных ресурсов области Виктор Чередников, и руководитель главного контрольного управления региона Михаил Чемодуров. Сайты редко обновляются, информации - минимум. К самой информации немало претензий. И это касается не только муниципалитетов, но и региональных министерств.

К примеру, был объявлен конкурс на поставку автоматизированных рабочих мест учителя для южноуральских школ. Инструкция по составлению заявки оказалась столь туманной, что из 11 потенциальных участников конкурса к тендеру был допущен только один. Остальные просто запутались - надо ли указывать производителей и марки всех комплектующих системного блока или достаточно сведений об основном производителе.

Но больше всего жалоб в антимонопольную службу поступает на организацию поставок, связанных с медициной. С начала года - 16 жалоб на областной минздрав, 13 - на региональный Фонд медицинского страхования. Для сравнения, на минобразования участники конкурса жаловались 7 раз, на министерство строительства - 5, на управление делами губернатора - 10, по столько же - на министерство по экологической безопасности и главное управление лесами. Практически не было претензий у участников конкурсов к министерству по социальным отношениям региона.

- Больше всего жалоб на размещение заказов в Челябинске, Магнитогорске, Миассе, Златоусте. Но по Челябинску число претензий сократилось почти вдвое, две трети жалоб признаны необоснованными. Это говорит об улучшении качества работ, - заявила начальник Челябинского УФАС Анна Козлова. - Рост отмечен только в Сосновском районе.

Начальник контрольного управления области Михаил Чемодуров считает, что большинство нарушений - от элементарной неграмотности: на местах не умеют правильно организовывать тендеры. Впрочем, не исключено, что министерства и муниципалитеты идут на поводу у знакомых исполнителей - делают все, чтобы заказ достался конкретной фирме. С начала этого года из 7,5 тысячи сделок по всей области 1828 были заключены фактически без конкурса.

- Есть сделки, по которым конкурс практически невозможен, - рассказал "РГ" министр образования области Владимир Садырин. - К примеру, многие школьные учебники выпускаются только издательствами "Дрофа" и "Просвещение". При всем желании нельзя организовать тендер, издательствам не с кем соревноваться.

Но больше всего подводят недобросовестные исполнители. Даже если тендер будет проведен по всем правилам, с соблюдением норм, нет гарантии, что фирма, выигравшая конкурс, проведет работы качественно. На местном уровне справиться с такими сложностями невозможно, необходимы изменения в федеральном законодательстве. Единственное, что могут сделать региональные власти, так это усилить контроль со своей стороны и организовать учебу для муниципалитетов - подготовить грамотных менеджеров.

Прямая речь

Евгений Редин, первый вице-спикер Законодательного собрания Челябинской области:

- В сентябре мы обратились с инициативой в Госдуму - представили целый ряд возможных изменений в Федеральный закон N 94-ФЗ о государственных и муниципальных закупках. Речь идет о прозрачности тендеров и предотвращении возможных схем для коррупции. Кое-что уже получило одобрение в кулуарах парламента. К сожалению, были отклонены наши предложения об ужесточении требований к будущему исполнителю, поэтому от недобросовестных фирм никто не застрахован. Обучение менеджменту может стать своего рода страховкой. И даже сейчас, когда намечается сокращение аппарата на всех уровнях, не стоит экономить на таких сотрудниках. Потому что в итоге бюджет выиграет, если закупки будут проводиться грамотно и эффективно.