Свой первый в новом году зарубежный визит президент Дмитрий Медведев совершил в Узбекистан, где обсудил перспективы дальнейшего развития сотрудничества с Ташкентом.
В конце прошлого года Ташкент решил выйти из ЕврАзЭС, мотивировав это тем, что деятельность организации во многом дублирует работу других объединений на постсоветском пространстве (СНГ и ОДКБ), в которых числится Узбекистан. К тому же президента Ислама Каримова не очень устраивали некоторые интеграционные процессы ЕврАзЭС, особенно условия присоединения других стран к Таможенному союзу России, Белоруссии и Казахстана.
Насторожиться можно было по двум поводам. Во-первых, как теперь планирует Ташкент выполнять свои обязательства, взятые уже в рамках и ЕврАзЭс. А во-вторых, выйти из ЕврАзЭс узбекское руководство решило сразу же после того, как Евросоюз снял со страны санкции, наложенные в 2005 году после событий в Андижане. Тут надо вспомнить, что, в свою очередь, в ЕврАзЭс Ташкент вступил, выйдя перед этим из такой организации, как ГУАМ, создававшейся в пику России и СНГ.
Однако осложнять переговоры этой темой делегации не стали. Вообще госвизит Дмитрия Медведева начался с посещения Самарканда, где Ислам Каримов знакомил российского гостя с местными достопримечательностями, в том числе и восточным рынком. Лишь на следующий день в Ташкенте делегации сели за полноценные переговоры.
В центре экономического сотрудничества - энергетика. В топливно-энергетический комплекс и телекоммуникации направляется до 95 процентов общего объема инвестиций.
Стратегическое сотрудничество в газовой отрасли началось с 2002 года, когда было подписано соглашение на долгосрочные закупки "Газпромом" узбекского газа, совместной добычи сырья и развития газотранспортной инфраструктуры. А с этого года Россия и Узбекистан перешли еще и на рыночное ценообразование в газовых сделках.
"То, что мы вышли по газовым отношениям на новые масштабы этого сотрудничества - мы теперь находимся в рамках современных и взаимовыгодных, в то же время основанных на рыночных ценах договоров, - это уже очень хорошо, - подчеркнул Дмитрий Медведев. - Это означает то, что по другим направлениям мы можем продвигаться с учетом того, что мы уже перешли на эту фазу".
Глава "Газпрома" Алексей Миллер тоже выразил удовлетворение переходом на рыночные цены. "Последнее полугодие они составляли 165 долларов за тысячу кубометров, а по году в общей сложности получилось около 140 долларов", - сообщил он. Но с первого квартала 2009 года цена газа из среднеазиатских республик обойдется компании в среднем в 340 долларов.
Несмотря на это, "Газпром" готов увеличить закупки газа у Узбекистана. "Газпрому" мы предложили на этот год 16 миллиардов кубометров газа для экспорта, но мы готовы и на большее", - положительно отозвался на инициативу Ислам Каримов. При этом дальнейшая судьба проданного газа его мало интересует. "Мы продаем газ России и только России, а кому она поставляет дальше и как - это полностью компетенция России", - подчеркнул узбекский лидер.
Одновременно в рамках визита обсуждались и газотранспортные вопросы. В частности, уже утвержденный соглашениями проект расширения системы "Средняя Азия - Центр", по которой в Россию попадает туркменский газ. "Мы договорились о том, что будем делать технико-экономическое обоснование создания новой газотранспортной системы с Россией параллельно существующему газотранспортному коридору", - заявил Алексей Миллер, не уточнив сроки разработки ТЭО.
Только энергетикой совместные интересы России и Узбекистана не ограничиваются. "Нам нужно искать те сферы, которые будут востребованы в сегодняшней жизни, - заявил Дмитрий Медведев. - Поэтому производственная кооперация мне представляется исключительно важным направлением". Наброски таких проектов уже есть - в частности, год назад Москва и Ташкент договорились, что Ташкентский авиационный завод войдет в состав российской Объединенной авиастроительной корпорации. Сегодня работа идет сразу по двум проектам: транспортному самолету Ил-76 и созданию регионального турбовинтового Ил-114.
"Мы сейчас выстраиваем организационную схему наших отношений, рассматривая различные формы, в том числе и создание совместного предприятия по производству этого самолета и его реализации, - сообщил глава ОАК Алексей Федоров. - Процесс этот длительный и сложный с юридической и правовой точек зрения. По сути это первое зарубежное предприятие, которое может стать частью ОАК".
Пока что стороны склоняются в пользу создания СП, в котором ОАКу отойдет 51 процент акций.
Причем Федоров особо отметил, что от российских авиакомпаний уже получены заявки на 100 Ил-114.
"Любой проект, который способен принести сегодня эффект, должен быть востребован", - подчеркнул российский лидер. Особенно это актуально сегодня, когда экономики обеих стран страдают от снижения экспортных поставок, и эти проблемы надо как-то компенсировать.
- Можно создавать новые производства, искать новые проекты, особенно в тех случаях, когда речь идет о потреблении на территориях наших стран, когда нам не нужны рынки третьих стран, когда мы можем прокредитовать друг друга, когда мы можем найти какую-то оптимальную схему финансово-экономических отношений, которые не требуют заимствования и получения дорогостоящих кредитов, в других государствах, - заключил Дмитрий Медведев. - Вот это мне представляется довольно интересным именно сегодня.
Не осталась без внимания президентов и обстановка в регионе, где горячей точкой по-прежнему остается Афганистан. Россия, сообщил Медведев, по-прежнему готова сотрудничать с заинтересованными сторонами для стабилизации здесь обстановки, включая и США, где сменился президент.
"Мы готовы к полноценному, полноформатному сотрудничеству по вопросам обеспечения безопасности в Афганистане со всеми государствами, и с Соединенными Штатами Америки в том числе, как с основной страной, которая сейчас озабочена режимом безопасности в Афганистане, - заявил он. - Насколько я понял, позиция нового президента Соединенных Штатов заключается в том, чтобы уделять этой проблеме первостепенное значение. Мы готовы работать по наиболее проблемным направлениям - я имею в виду и борьбу с наркотрафиком, доставку соответствующих грузов невоенного характера. Это те обязательства, которые Россия на себя брала, как и обязательство помогать по вопросам борьбы с терроризмом".