Александр Комаров: Интеллектуальная транспортная система избавит Москву от пробок
Постановлением городского правительства под № 1, подписанным в начале года мэром Москвы Сергеем Собяниным, одобрена концепция интеллектуальной транспортной системы (ИТС).
В чем суть ИТС и поможет ли она уже в этом году поехать быстрее? Когда система заработает в полную силу? Что она даст городу и каждому москвичу? На эти и другие вопросы корреспондента "РГ" ответил Александр Комаров, руководитель Центра организации дорожного движения (ЦОДД), назначенного госзаказчиком инттелектуальной транспортной системы.
Российская газета: Александр Николаевич, скептики утверждают, что вместо того, чтобы уповать на "призрачную" систему, лучше бросить армию строителей на возведение развязок, заняться реконструкцией самых загруженных участков магистралей...
Александр Комаров: Надеяться на одно новое строительство нельзя. Опыт крупных городов мира, где количество машин быстро увеличивается, показывает: как только вводится в действие участок, туда сразу же устремляется большой поток машин. И снова затор! Не стоит надеяться, что Москва станет исключением из общего правила. Сейчас в городе зарегистрировано более 3,8 миллиона транспортных средств. Учитывая, что каждый год их становится больше на 200 тысяч единиц, меньше чем через десять лет городской автопарк вырастет до 5 миллионов. Плюс через МКАД в столицу ежедневно прибывает от 500 до 600 тысяч автомобилей. Чтобы город окончательно не захлебнулся в потоках машин, и необходима интеллектуальная транспортная система, позволяющая управлять дорожным движением. Она должна полностью заработать в Москве к концу 2013 года.
РГ: Насколько москвичи поедут быстрее?
Комаров: Судя по опыту городов, где уже действуют аналогичные системы, скорость движения увеличится на 10-15 процентов. Сейчас, напомню, в среднем машины по дорогам столицы двигаются не быстрее 19 километров в час. Ускорение придаст потокам грамотное перераспределение: по прогнозам, нагрузки на магистрали города снизятся до 10 процентов. По нашим расчетам, уже в этом году скорость трафика увеличится.
РГ: Но в городе уже существуют различные системы управления движением. Взять хотя бы систему "Старт", регулирующую работу светофоров. Толку от нее, как видим, не так много.
Комаров: Практически все автоматизированные системы контроля и управления движением в городе морально устарели. Их развитием не занимались четыре года. О системе "Старт" разговор отдельный. Это комплексная система. Есть диспетчерский центр, налажено управление светофорами, ведется мониторинг транспортных потоков. Но "Старт" охватывает центр города в пределах Садового кольца и основные радиальные магистрали. К тому же система требует серьезной модернизации, замены программного обеспечения. Этим займемся через месяц, как только она перейдет от ГУВД на баланс ЦОДД. На базе обновленной системы "Старт" и будет создан Единый центр управления ИТС, где станет аккумулироваться, анализироваться и транслироваться информация всем участникам дорожного движения: начиная от автолюбителей и кончая водителями спецтранспорта, а также заинтересованными в этих данных структурах.
Умный водитель теперь предпочитает прямому пути дорогу в объезд. Фото:ИТАР-ТАСС
РГ: Каким образом?
Комаров: Уже в этом году будет организована система мониторинга транспортных потоков. Вестись он будет, во-первых, с помощью особых детекторов, оценивающих параметры движения. Во-вторых, контролировать дорожно-транспортную обстановку помогут тысячи телевизионных, фото- и видеокамер. Только в этом году установят 150 комплексов фотофиксации, а к 2013 году - 750. Они появятся в местах повышенной аварийности на вылетных магистралях, а также на выделенных для общественного транспорта полосах. Это поможет дисциплинировать и водителей-лихачей. Если сотрудник ГИБДД отвлекся и не заметил нарушения, то камера его зафиксирует обязательно. Нарвавшись несколько раз на штраф, автолюбитель больше не будет нарушать правила. В результате уменьшится количество ДТП. К тому же такая система способна распознавать знаки, которыми оснастят машины с правом выезда на выделенные полосы. Пользоваться ими получат право не только троллейбусы и автобусы, но и легальные такси.
Наконец-то можно будет подсчитать не "на глазок", а в реальности, сколько въезжает и выезжает машин из города - к концу года МКАД оборудуют автоматизированной системой управления движением (АСУД), которую введут для управления ИТС. Пока такая система есть лишь на Третьем транспортном кольце. Помимо того, что она зафиксирует скорость потока, количество автомобилей, АСУД дает информацию о метеоусловиях, состоянии покрытия трассы, в случае же ДТП предупредит о затруднениях на дороге, подскажет объездные пути.
В центре управления ИТС будет сосредотачиваться и информация о ситуации на парковках. Согласно распоряжению мэра, в 2012 году планируется создать новые автостоянки примерно на миллион машино-мест. Они будут оснащены системой передачи информации на ИТС о наличии свободных мест. Так что любой водитель, прежде чем отправиться в дорогу, сможет позвонить в специальную диспетчерскую или зайдя через Интернет на сервис, сможет узнать, где ему будет удобнее припарковаться. Эта информация будет размещаться и на уличных табло.
В итоге в центре управления движением всегда будет четкое представление о ситуации на дорогах. Это позволит принимать как тактические, так и стратегические решения не только транспортникам, но и другим ведомствам. Скажем, спонтанное планирование строительства самых разных объектов и дорог должно отойти в прошлое.
РГ: Каким образом информация о дорожной ситуации будет доводиться до водителей?
Комаров: Центр управления ИТС станет обмениваться данными с различными диспетчерскими центрами, которые есть, например, у столичного Управления ГИБДД, МЧС, службы "скорой помощи". Главной же частью системы будет Единый общегородской диспетчерский центр по управлению пассажирским транспортом (ЕОГДЦ), создание которого на базе нашей организации завершится в 2012 году. На первом этапе Мосгортранс оснастит датчиками ГЛОНАСС 7,8 тысячи автобусов и троллейбусов. Информация с них станет стекаться в зональные диспетчерские Мосгортранса, которые затем будут интегрированы в ЕОГДЦ. В этот комплекс войдут и железнодорожные центры, метрополитен. Могут присоединиться и частные перевозчики, заключившие контракты с департаментом транспорта. Согласно поручению мэра, в 2012 году в ЕОГДЦ будет создано специальное диспетчерское такси. Частники, которые захотят работать по-честному, получать преференции от города, будут обязаны установить датчики ГЛОНАСС, чтобы влиться в общую систему информации. У москвичей появится твердая гарантия, что, позвонив туда, они получат качественную услугу и по разумным ценам.
Таким образом, в ЕОГДЦ будут аккумулироваться все данные по организации работы наземного транспорта и на основании этого выдаваться рекомендации через Интернет и системы ГЛОНАСС. Появится возможность не только отслеживать, как соблюдается расписание, нет ли отклонений от маршрута, но и координировать потоки в случае чрезвычайных происшествий, отменять непопулярные маршруты и назначать новые, где это необходимо.
РГ: Заветная мечта московских водителей - мчаться по "зеленой волне". Светофоры будут переключаться так, чтобы на перекрестках зря не нужно было простаивать?
Комаров: Почти на 20 участках дорог уже в этом году будет введено так называемое адаптивное управление светофорными объектами. То есть свет на них станет меняться в зависимости от загруженности соседних перекрестков, которую определяют датчики движения транспорта. Видя перед собой полную ситуацию в городе, диспетчеры смогут целесообразнее менять "красный" на "зеленый" по всему городу. На некоторых магистралях планируется установить светофоры, которые будут регулировать движение конкретных видов транспорта: разрешат, например, проезд городскому автобусу и притормозят грузовики.
РГ: Предположим, человек опаздывает в аэропорт. Ему поможет ИТС?
Комаров: Для этого к ИТС нужно обратиться, еще только собираясь выехать из дома. После того как человек задаст маршрут через Интернет, система подскажет ему оптимальный путь с учетом дорожной ситуации в данный момент. Полезно следить за ситуацией на дороге и уже в пути - тоже через Интернет или систему ГЛОНАСС. Вдруг впереди произойдет авария? ИТС предложит пути объезда или посоветует пересесть на общественный транспорт. Нужно оставить машину на стоянке? Можно будет забронировать место на одной из парковок, включенных в ИТС. В перспективе планируется, что при необходимости появится также возможность с помощью ИТС (через Интернет или по телефону) сдать билет и забронировать место на другой день. Программное обеспечение ИТС позволяет поглощать любую информационную систему, перерабатывать любую информацию и выдавать различные предложения и решения проблем. В ближайших планах - интеграция в ИТС системы перевозок в Московской области. Не будет никаких препятствий и для соединения с трафиком из любой страны.
РГ: В некоторых городах пассажирам совсем не обязательно идти на остановку, чтобы узнать расписание нужного автобуса - достаточно заглянуть на специальный сервис в Интернете...
Комаров: И москвичи благодаря ИТС уже в этом году получат такую возможность. Система также подскажет, на каком виде транспорта сегодня проще всего добраться, условно говоря, из точки А в точку Б.
РГ: Не у всех москвичей под рукой есть Интернет и далеко не все машины оборудованы системой ГЛОНАСС...
Комаров: Во многих случаях информацию можно будет узнать у диспетчеров и по телефону. Также в этом году в центре города установят 50 информационных табло, на которых будет высвечиваться информация о ситуациях на дороге и предлагаться пути объезда.
РГ: В какую сумму городу обойдется создание ИТС? Цифры звучали разные - и 15 миллиардов, и 20...
Комаров: В этом году выделено свыше 6,25 миллиарда рублей. В апреле заключим государственный контракт с подрядчиком на выполнение первоочередных работ. Планы на 2012 год станут известно весной. Вот тогда и можно будет назвать окончательные цифры.